Сколько лошадиных сил в газ 53

Особенности ремонта двигателя ЗМЗ 53

сколько лошадиных сил в газ 53

Заволжский моторный завод существует с 1958 года, силовыми агрегатами его производства комплектуется множество автомобилей ГАЗ и УАЗ.

Двигатель ЗМЗ 53 в серию запущен в 1959 году, за все время существования этой модели было произведено множество различных модификаций. «Пятьдесят третий» мотор производится и по сегодняшний день, только он получил другой буквенный индекс и несколько иные, значительно улучшенные технические характеристики.

Газ 53

Серийное производство грузовика ГАЗ-53 началось в далеком 1961 году, и первое время на эти автомобили устанавливались шестицилиндровые рядные ДВС ГАЗ-51.

«Пятьдесят первый» движок имел устаревшую к тому времени конструкцию – чугунный блок цилиндров, нижнее расположение клапанов, поэтому на Горьковском автозаводе приняли решение – заменить устаревший силовой агрегат на более мощный и производительный двигатель, которым и стал V-образный восьмицилиндровый ЗМЗ-53. Новым мотором «Газон» стал оснащаться с 1964 года, ДВС серийно ставился сначала на модель грузовика Газ 53А, а затем и на легендарный Газ 53-12.

Двигатель ЗМЗ 53 технические характеристики

ЗМЗ 53 – это восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат, с алюминиевым блоком и двумя алюминиевыми ГБЦ. ДВС имеет нижнее расположение распредвала и верхнее расположение клапанов.

В блоке цилиндров гильзы съемные, устанавливаются на уплотнительных медных кольцах. На каждой головке блока имеется по четыре камеры сгорания, между ГБЦ крепится алюминиевый впускной коллектор.

Система питания «Газовского» мотора – карбюратор марки К135 (раньше устанавливался К126Б). Двигатель ЗМЗ 53 имеет следующие технические характеристики:

  • объем цилиндров – 4250 см³;
  • мощность – 115 л. с.;
  • диаметр стандартного цилиндра – 92 мм;
  • степень сжатия (компрессия) – 7,6;
  • ход поршня – 92 мм.

Как и все современные двигатели, мотор 53 – четырехтактный, коленвал имеет правое вращение. Система охлаждения двигателя – жидкостного типа, в радиатор заливается тосол или антифриз. В каждой камере сгорания ГБЦ имеется по два клапана, движок работает на бензиновом топливе А-76. Следует отметить, что в советское время (в 60-80-х годах прошлого века) водители в систему охлаждения заливали воду – антифриз тогда применялся только в легковых машинах типа «Жигули», и то не всегда.

Двигатель ЗМЗ 53 имеет следующие заправочные емкости:

  • моторное масло в системе смазки – 10 л;
  • жидкость в охлаждающей системе – 21,5 л.

Неисправности двигателя ЗМЗ 53

Для двигателя второй половины XX века ЗМЗ-53 обладает неплохим ресурсом – средний пробег до капитального ремонта составляет около 200 тыс. км. Безусловно, многое зависит от условий эксплуатации – если машину постоянно перегружать, эксплуатировать на дорогах с затяжными подъемами, срок службы движка заметно сокращается. Заволжский мотор неприхотлив, и может достаточно длительное время работать в тяжелых условиях, но затем он, естественно, нуждается в ремонте.

Хотя ДВС достаточно вынослив, у него есть свои недостатки, характерные «болячки». Основные болезни «Газоновского» движка:

  • течь масла с заднего коренного сальника;
  • коробление «паука» (впускного коллектора);
  • повышенный угар масла (расход через поршневые кольца);
  • низкое давление масла в системе смазки.

С заднего сальника масло течет в основном из-за сальниковой набивки, и этот дефект является конструктивной недоработкой. Чтобы устранить течь, авторемонтники стыки набивки и резиновые уплотнители («флажки») промазывают маслостойким герметиком – такой метод достаточно эффективен, но не во всех случаях.

Если поршневые кольца изношены или залегли, в масляном картере создается избыточное давление, и масло начинает выдавливать. Так как самое слабое уплотнение в набивке, течет масло через задний «коренной», и устранить течь в таком случае удается только заменой поршневых колец или целиком поршневой группы.

Низкое давление в системе смазки – явление достаточно частое на «Газонах», но что удивительно – двигатель с давлением, практически равным нулю, может проходить не одну тысячу километров. Часто недостаточное давление на «Газоне» бывает почти сразу, на новом ДВС:

  • на холостом ходу загорается аварийная лампа давления масла;
  • на средних оборотах стрелка прибора едва доходит до 2 кг/см.

Деформированный «паук» – явление тоже частое на движке ЗМЗ 53. Здесь конструкторы немного просчитались – массивный алюминиевый коллектор от нагрева деформируется, и через прокладки паука начинает подсасывать воздух. В результате топливная смесь обедняется:

  • мотор начинает троить;
  • падают холостые обороты – на ХХ движок глохнет.

Ремонт двигателя ЗМЗ 53

При умеренном расходе масла многие водители продолжают эксплуатировать «Газон», и ремонтируют двигатель уже только тогда, когда расход (угар) превышает два литра на тысячу километров. Коленчатые валы стучат на моторах не так и редко, но часто виноваты в этом сами водители, «Газон» – рабочая лошадка, и автовладельцы нагружают машину нередко до предела, сколько может она увезти.

Чтобы «откапиталить» движок, его необходимо снимать, разбирать и дефектовать. Если стучащий коленвал деформировало не сильно, его еще можно отшлифовать, но многое зависит от ремонтного размера, который имеется у вала. Ели вал ни разу не шлифовался, он имеет стандартный размер (коренные шейки – 70 мм, шатунные – 60 мм). Всего у коленчатого вала Газ 53 шесть ремонтных размеров, они идут через каждые 0,25 мм.

Частая «болезнь» газоновских моторов – износ втулок (опор) распредвала, заодно изнашиваются опорные шейки и у самого р/вала. Но если вал несложно поменять, то с втулками уже сложнее, ремонт двигателя ЗМЗ 53 получается непростой:

  • старые втулки необходимо выпрессовать, а новые запрессовать;
  • после запрессовки втулки под опоры распредвала необходимо обработать специальной разверткой.

Работа эта требует специального инструмента, аккуратности и терпения – если втулки «просадить», придется покупать новые детали и переделывать все заново. Если с завтуливанием не заморачиваться, и только поменять распредвал, давление в масляной системе будет слабым, и ДВС может застучать достаточно быстро.

Последнее время в модификациях 53-х моторов блоки цилиндров идут безвтулочные, то есть, распредвал вращается в алюминиевых опорах. Если со временем опоры в блоке вырабатываются, приходится либо менять блок, либо его перевтуливать в заводских условиях – самостоятельно «завтулить» БЦ уже не получится.

Во время капремонта поршневая группа обычно меняется целиком, хотя нередко (особенно раньше, в советское время) гильзы цилиндров растачивали, и в них устанавливали ремонтные поршни. На двигателе ЗМЗ-53 всего имеется три ремонтных размера:

  • +0,5 мм;
  • +1,0 мм;
  • +1,5 мм.

Если учесть, что стандартный поршень имеет диаметр 92 мм, то поршень последнего ремонта будет иметь размер больше на 1,5 мм, то есть, он диаметр будет равен 93,5 мм.

При капремонте ЗМЗ-53 также следует обратить внимание на состояние верхних головок шатуна – в них устанавливаются медные втулки, которые со временем изнашиваются. Если между поршневым пальцем и втулкой есть люфт, мотор будет стучать, и стук этот весьма неприятный. В дальнейшем втулка начинает выкрашиваться, и тогда стук становится очень сильным – ездить на таком моторе невозможно.

Источник: https://avtobrands.ru/osobennosti-remonta-dvigatelya-zmz-53/

Газ 53 – он был лучшим :

сколько лошадиных сил в газ 53

Эта грузовая машина уже давно не производится, однако и сегодня она часто встречается на различных производствах, стройплощадках, сельскохозяйственных предприятиях, в коммунальных службах и так далее. Купить ее можно только на вторичном рынке – средняя стоимость «53-го» составляет примерно 60 тысяч рублей.

Может быть и больше, все зависит от состояния и модификации. Так, за автомобиль в хорошем состоянии, ухоженный и более-менее новый, могут попросить больше 200 тысяч.

Особенности

У ГАЗ-53 цельнометаллическая кабина на три сиденья, небольшой салон и длинный капот. Колесная формула 4х2, на шасси было создано довольно много моделей, предназначенных для тех или иных грузов. Например, пищевой фургон, молоковоз, бензовоз и так далее.

Кроме того, были специальные модификации для армии, в том числе с дополнительным оснащением. Авто оснащалось электроприводом стартера, отличной печкой и электроприводными дворниками.

Довольно часто водители самостоятельно проводили шумоизоляцию из-за высокого уровня шума в кабине в процессе эксплуатации двигателя.

Комплектация

Ремонтопригодность и надежность авто были на очень высоком уровне даже несмотря на небольшую цену самой машины и комплектующих. К тому же при необходимости ремонтные работы могли проводиться даже в поле – добраться ко всем агрегатам очень просто и быстро.

Стоит отметить, что при правильной эксплуатации машины капитальный ремонт может потребоваться минимум через 400 тысяч километров. ГАЗ-53 самосвал, как и другие модификации, отличает очень прочный кузов, который поднимается автоматическим устройством, бензобак на 90 л., шины 8,25 R 20.

Подвески зависимые, рессорные (спереди телескопические амортизаторы), барабанные тормоза, нет гидравлического усилителя руля.

У такой комплектации свои минусы и плюсы. Например, недостатком называют небольшой ресурс сцепления, что создает некоторые проблемы для плавности начала движения. Есть еще и определенные проблемы с карданным валом – в нем довольно часто откручиваются гайки в местах соединения шарниров. Также рессоры не очень подходят к перегрузам по плохим дорогам.

Иногда появляются проблемы с различным электрооборудованием и протекают сальники коленчатого вала. Карбюраторный двигатель отличается довольно большим потреблением топлива, но решить эту проблему может ГАЗ-53 дизель ММЗ Д-245. Монтаж дизельного двигателя отличается быстрой окупаемостью (около 40 тыс. км.).

Стоит отметить, что за 30 лет были установлены двигатели разной модификации и мощности, что и определяло грузоподъемность авто.

Цены

Как уже говорилось, ГАЗ-53 (самосвал) сегодня стоит 60-300 тысяч. Разница в суммах, конечно, впечатляющая. Такой же разброс наблюдается и в стоимости других модификаций ГАЗ-53. Цена зависит от комплектации, технического состояния машины, года выпуска, ухоженности.

В принципе, за небольшие деньги можно купить настоящего «трудягу», который прослужит вам много лет. Например, это может быть модель с экономичным дизельным двигателем, эффективное транспортное средство с большой проходимостью.

К тому же покупка запасных частей не составляет особого труда.

Хронология

С 1961 и по 1967 года производился ГАЗ-53 с аббревиатурой «Ф»: расход топлива при перевозке груза 3,5 т — 24 л, скорость – 74 км, мощность 82 л. с., четырехступенчатая коробка, шестицилиндровый двигатель. С 64-го по 83-й были все те же модели, но к ним добавилась буква «А» — это модели с увеличенной до 4-х тонн грузоподъемностью, двигатель ЗМЗ-53, шесть цилиндров, четыре передачи, 115 л. с., 85 км/час, расход топлива 25 л.

Очередная модель, 53-12, производилась с 83-го по 92-й. В этом случае грузоподъемность увеличили до 4,5 т, мотор — ЗМЗ 511, 120 л.с., 8 цилиндров, максимальная скорость – 90 км/час, расход топлива до 30 л. Модель 53-19 выпускалась с 84-го по 92-й – авто имело мощность 105 л.с., дизельный двигатель ЗМЗ 511, максимальную скорость 80 км.

53-27 также выпускали в этот период (двигатель ЗМЗ 511, работающий на пропане, скорость до 80 км/час, мощность – 100 л.с.).

Производство

Выпуск ГАЗ-53 был налажен четко, автомобиль оказался очень востребованным. Это действительно лидер в своем классе по многим показателям, в том числе и по количеству выпущенных единиц. На тот момент эта модель не имела аналогов, да и выглядела довольно стильно. К тому же была проведена большая работа по его реконструкции.

Например, радиатор установили на одном уровне с фарами, появился мощный бампер, бак установили под сиденьем водителя, а позже предусмотрели место под кузовом для газового баллона. Авто получило много положительных отзывов пользователей. Мощность двигателя достигала в некоторых моделях 120 л с., а двигатель имел алюминиевый блок.

Экономичность расхода топлива достигалась двухкамерным карбюратором, что увеличило экспорт производимых машин. Переключение передач возможно было только при двойном выжиме сцепления.

Несмотря на некоторые недочеты, авто получило большую популярность не только в пределах Союза, но и во многих других странах. Сегодня такую машину можно смело называть раритетом, но при этом она также работает на очень высоком уровне. Простота конструкции, большая пригодность к ремонтным работам и огромный ресурс запасных частей делает ГАЗ-53 незаменимым во многих случаях. Это настоящая гордость советского автопрома.

Источник: https://www.syl.ru/article/173922/new_gaz-on-byil-luchshim

Газ 53 сколько лошадиных сил — Авто-мастер

сколько лошадиных сил в газ 53

Газ 53 – это среднетоннажный грузовой автомобиль, выпускаемый в период СССР Горьковским автозаводом. Первые экземпляры данной модели сошли с конвейера в 1961 году. Производство техники окончательно завершилось в 1993 году. Газ 53 стал третьим поколением среднетоннажных автомобилей Горьковского автозавода. Его предшественниками были ГАЗ АА и ГАЗ 51. Модель выпускалась серийно с различными индексами:

  • Газ 53Ф – с 1961 по 1967 года;
  • Газ 53А – с 1965 по 1983 года;
  • Газ 53-12 – с 1983 по 1993 года.

На территории бывшего СССР Газ 53 (вместе с его различными модификациями) является наиболее массовым грузовиком. Всего было произведено свыше 4 миллионов единиц данной техники.

Автомобиль комплектовался унифицированной кабиной. В зависимости от облицовки выделяли три основных вариации:

  • классическая версия, схожая с облицовкой ЗИЛ 130. Подфарники внизу, фары вверху. Данный тип облицовки присутствовал на первых моделях Газ 53;
  • подфарники над фарами вверху и облицовка с «улыбкой». Модель выпускалась с 1965 года;
  • вытянутые отверстия решетки и смещенные к краю подфарники. Версия использовалась для моделей Газ 53 с 1984 года.

Впоследствии на автомобиле появились комбинированные двухламповые подфарники усовершенствованного типа. Горьковский автозавод предлагал различные модификации модели:

  1. классический Газ 53 (выпуск продолжался всего 1,5 года). Версия с 115-сильным мотором ЗМЗ-53;
  2. Газ 53А – улучшенная версия классической модели;
  3. Газ 53А-016 – армейский вариант с дополнительным топливным баком, новым оснащением и предпусковым подогревателем;
  4. Газ 53Б-02 – шасси для самосвала;
  5. Газ 53-05 – седельный тягач, не выпускавшийся серийно;
  6. Газ 53-40 – удлиненное шасси без кабины;
  7. Газ 53-50 – модель для государств с тропическим климатом;
  8. Газ 53-12 – модернизированная базовая вариация со 120-сильным мотором ЗМЗ-511 и увеличенной грузоподъемностью;
  9. Газ 53-27 – версия, работающая на сжатом природном газе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой двигатель стоит на камазе

Высокую популярность модели обеспечила доступная стоимость, которая позволяла выполнить солидный тюнинг на оставшиеся средства. Благодаря надежности и ремонтопригодности период эксплуатации автомобиля оставался достаточно большим.

При этом ремонт машины можно было выполнять в полевых условиях, а запчасти для Газ 53 всегда присутствовали в большом количестве и отличались небольшой стоимостью.

При нормальном техническом обслуживании двигатель грузовика до первого капремонта проходил 400000 км.

Газ 53 экспортировался в большинство государств соцлагеря: Монголию, Югославию, Польшу, Чехословакию, Финляндию, ГДР и Венгрию. Однако в начале 90-х история автомобиля завершилась. На смену ему пришла более совершенная модель ГАЗ 3307. Однако Газ 53 и сейчас можно встретить на дорогах России и стран бывшего СССР.

Технические характеристики

Габаритные размеры автомобиля:

  • длина – 6395 мм;
  • ширина – 2280 мм;
  • высота – 2190 мм;
  • дорожный просвет – 265 мм;
  • колесная база – 3700 мм;
  • передняя колея – 1630 мм.

Снаряженная масса модели равняется 3200 кг, грузоподъемность – 4500 кг. При этом Газ 53 может разгоняться с полной загрузкой до скорости в 90 км/час.

Расход Топлива

Топливный бак модели вмещает 90 л горючего. Согласно заводским данным, грузовик на 100 км пути при скорости в 40 км/час должен потреблять порядка 24 л топлива. Однако в реальности подобного показателя удается достичь крайне редко. Вероятно, при данном подсчете учитывалось то, что машина идет в накат и без загрузки, а погода стоит теплая и сухая. Средний расход топлива в обычных условиях составляет 27 л. С учетом загрузки показатель может возрасти до 30-32 л.

Двигатель

В разные периоды Газ 53 комплектовался различными типами агрегатов.

Дебютные модели (до 1967 года) оснащались 6-цилиндровым двигателем ГАЗ 11. Данный мотор вырабатывал мощность в 82 л.с. и разгонял автомобиль до 74 км/час.

После первой модернизации (1964-1983 года) Газ 53 получил 6-цилиндровый мотор ЗМЗ 53 (номинальная мощность – 115 л.с.). Это позволило увеличить предельную скорость передвижения и грузоподъемность.

– сборка двигателя

В 1983-1992 годах Газ 53 оборудовался 8-цилиндровой силовой установкой Газ 53-12 (120 л.с.).

Примерно в тот же период Горьковский автозавод выпускал модификации с другими двигателями:

  • дизельным ЗМЗ 511 (105 л.с.);
  • карбюраторным дизельным ММЗ Д-245. Данный 4-тактный V-образный 8-цилиндровый агрегат отличался большей экономичностью и высокой производительностью. Его рабочий объем составлял 4,25 л, номинальная мощность – 125 л.с. Диаметр цилиндра двигателя равнялся 92 мм.

Устройство

Для своего времени Газ 53 выглядел очень современно. Модель имела цельную облицовку радиатора вровень с фарами. Автомобиль комплектовался рамой с большой прочностью. Рама была связывающим звеном агрегатов и узлов автомобиля. При желании шасси могло передвигаться без кузова и без кабины.

Бензобак модели располагался под креслом шофера, заливная горловина находилась за кабиной у края водительской двери. При переходе на газовое топливо данное решение оказалось особенно удобным, поскольку баллон устанавливался под кузовом, где у остальных грузовиков обычно находился бензобак.

Пуск автомобиля был весьма современным для того периода. Электростартер запускал мотор. Присутствовали электрические стеклоочистители и отопительная система, поддерживающая комфортную атмосферу в салоне.

Модель комплектовалась 2-дверной цельнометаллической кабиной. Пассажирское и водительское кресла были сделаны как единое целое (одна спинка и общая «седушка»). Сидеть в кабине было комфортно. При желании на сиденьях вполне могли уместиться три человека. В салоне имелись специальные места для запчастей, инструментов и прочих вещей. Приборный щиток не имел указателя давления масла и амперметра. Их заменили сигнальные лампы. В кабине также появились часы.

Газ 53 имел сухое сцепление с гидравлическим приводом с одним ведомым и одним ведущим диском сцепления. Управление осуществлялось посредством 5-ступенчатой механической трансмиссии (4 передних и 1 задняя скорости). Переключение передач выполнялась через двойной выжим.

В состав тормозной системы грузовика входили 2 раздельных контура (на задние и передние колеса). Стояночный тормоз был механического типа с барабанным механизмом.

Электрическое оборудование модели включало:

  • комбинацию приборов в салоне;
  • аккумуляторную батарею на 75 а/ч;
  • стартер;
  • генератор;
  • автомобильную проводку;
  • мотор отопительной системы;
  • мотор стеклоочистителя;
  • элементы системы зажигания.

За счет простоты конструкции с проводами в грузовике могли разобраться даже начинающие водители.

Среди недостатков Газ 53 бывалые автолюбители выделяли:

  • малый ресурс сцепления, которое впоследствии усложняло плавное движение;
  • слабые рессоры модели, быстро выходящие из строя при движении с загрузкой по плохим дорогам;
  • проблемы с карданным валом (откручивающиеся гайки);
  • неприятности с электрооборудованием.

Цена б/у ГАЗ-53

На функционирование грузовика прекращение производства практически не повлияло. На отечественном авторынке Газ 53 и сейчас присутствует в большом количестве. Причем приобрести модель можно за относительно небольшую стоимость. Так, бортовая версия 1985-1990 годов (плохое состояние) обойдется в 50-120 тысяч рублей. Версии на ходу будут стоить порядка 200-250 тысяч рублей.

Арендовать Газ 53 не так просто. Час аренды модели оценивается в 600-800 рублей.

Аналоги

К аналогам автомобиля Газ 53 можно отнести более совершенный ГАЗ 3307 и ГАЗ 66.

Источник: https://vianor14.ru/uhod-za-avtomobilem/gaz-53-skolko-loshadinyh-sil.html

Газ 53 сколько лошадиных сил — Эксперт по технике

Газ 53 – это среднетоннажный грузовой автомобиль, выпускаемый в период СССР Горьковским автозаводом. Первые экземпляры данной модели сошли с конвейера в 1961 году. Производство техники окончательно завершилось в 1993 году. Газ 53 стал третьим поколением среднетоннажных автомобилей Горьковского автозавода. Его предшественниками были ГАЗ АА и ГАЗ 51. Модель выпускалась серийно с различными индексами:

  • Газ 53Ф – с 1961 по 1967 года;
  • Газ 53А – с 1965 по 1983 года;
  • Газ 53-12 – с 1983 по 1993 года.

На территории бывшего СССР Газ 53 (вместе с его различными модификациями) является наиболее массовым грузовиком. Всего было произведено свыше 4 миллионов единиц данной техники.

Автомобиль комплектовался унифицированной кабиной. В зависимости от облицовки выделяли три основных вариации:

  • классическая версия, схожая с облицовкой ЗИЛ 130. Подфарники внизу, фары вверху. Данный тип облицовки присутствовал на первых моделях Газ 53;
  • подфарники над фарами вверху и облицовка с «улыбкой». Модель выпускалась с 1965 года;
  • вытянутые отверстия решетки и смещенные к краю подфарники. Версия использовалась для моделей Газ 53 с 1984 года.

Впоследствии на автомобиле появились комбинированные двухламповые подфарники усовершенствованного типа. Горьковский автозавод предлагал различные модификации модели:

  1. классический Газ 53 (выпуск продолжался всего 1,5 года). Версия с 115-сильным мотором ЗМЗ-53;
  2. Газ 53А – улучшенная версия классической модели;
  3. Газ 53А-016 – армейский вариант с дополнительным топливным баком, новым оснащением и предпусковым подогревателем;
  4. Газ 53Б-02 – шасси для самосвала;
  5. Газ 53-05 – седельный тягач, не выпускавшийся серийно;
  6. Газ 53-40 – удлиненное шасси без кабины;
  7. Газ 53-50 – модель для государств с тропическим климатом;
  8. Газ 53-12 – модернизированная базовая вариация со 120-сильным мотором ЗМЗ-511 и увеличенной грузоподъемностью;
  9. Газ 53-27 – версия, работающая на сжатом природном газе.

Высокую популярность модели обеспечила доступная стоимость, которая позволяла выполнить солидный тюнинг на оставшиеся средства. Благодаря надежности и ремонтопригодности период эксплуатации автомобиля оставался достаточно большим.

При этом ремонт машины можно было выполнять в полевых условиях, а запчасти для Газ 53 всегда присутствовали в большом количестве и отличались небольшой стоимостью.

При нормальном техническом обслуживании двигатель грузовика до первого капремонта проходил 400000 км.

Газ 53 экспортировался в большинство государств соцлагеря: Монголию, Югославию, Польшу, Чехословакию, Финляндию, ГДР и Венгрию. Однако в начале 90-х история автомобиля завершилась. На смену ему пришла более совершенная модель ГАЗ 3307. Однако Газ 53 и сейчас можно встретить на дорогах России и стран бывшего СССР.

ГАЗ-53 характеристики и устройство

В 60-х годах прошедшего века завод, именуемый сегодня «Группа ГАЗ», приступил к производству среднетоннажных грузовых автомобилей. На грузовики устанавливались новые силовые агрегаты, механизмы трансмиссии, кабина и кузов, органы управления. Модели серий 52, 53, 66 образовали линейку универсальных грузовиков, которые в интересах народного хозяйства обеспечивали перевозку в промышленности, для сельскохозяйственных и строительных нужд.

История выпуска

Автомобиль являлся самым массовым грузовиком союзных республик. На дорогах страны работало 4 млн машин в обычном, самосвальном и специализированном исполнении. В 1961-1967 гг. производился ГАЗ-53Ф. Шестицилиндровый на 82 л. с. мотор ГАЗ-11 с четырехступенчатой коробкой переключения скоростей обеспечивали перевозку 3 500 кг груза, потребляя на пробег в 100 км 24 литра низкооктанового бензина.

К планируемому времени выпуска модели не было в производстве V-образного восьмицилиндрового силового агрегата. Для 53Ф форсировали шестицилиндровый ГАЗ-11, увеличив сжатие смеси. Не было готового гипоидного заднего моста, поэтому поставили механизм с коническими шестернями от модели 51A (автомобиль изображен на фото).

Объективно, по своим техническим характеристикам, автомобиль ГАЗ-53Ф являлся переходной моделью между серией 51A (с нагрузкой 2 500 кг) и серией САЗ-53Б (с грузоподъемностью на тонну больше), что достигалось увеличенной до 3,7 м базой и новыми шинами 8,25-20, монтируемыми на стальные диски.

Автомобиль использовали не только в качестве самосвала, но также была распространена ассенизаторская машина, бензовозы и молоковозы. ГАЗ-53 не являлся законченной конструкцией, из-за частых выходов из строя деталей и механизмов не имел популярности среди водителей и работников ремонтных служб автотранспортных предприятий. Грузовик с явно слабым мотором и ненадежным мостом выпускался до 1967 года.

С 1964 по 1983 год на дороги выходили модели серий 53 и 53А с грузовой нагрузкой 3 500 и 4 000 кг. Более мощный силовой агрегат ЗМЗ-53 на 115 л. с. обеспечил увеличение скоростного параметра до 85 км/ч при потреблении бензина 25 литров на 100 км.

Список модификаций

  • ГАЗ-53Ф – бортовая версия или шасси с 82-сильным агрегатом и задним мостом от ГАЗ 51;
  • ГАЗ 53 – базовая модификация с мотором ЗМЗ 53;
  • ГАЗ 53А – улучшенная вариация бортового грузовика с увеличенной грузоподъемностью;
  • ГАЗ 53Б – самосвал;
  • ГАЗ 53Н – армейская версия ГАЗ 53А с предпусковым подогревателем, дополнительным оборудованием и вторым топливным баком на 100 л;
  • ГАЗ 53-02 – шасси для самосвала;
  • ГАЗ 53-05 – седельный тягач (выпускался небольшими партиями);
  • ГАЗ 53-40 – удлиненный вариант ГАЗ 53А с оперением. Использовался как основа для автобусов КАвЗ 685 и специальных кузовов;
  • ГАЗ 53-50 – экспортный вариант для тропических зон;
  • ГАЗ 53-70 – экспортное исполнение для умеренных зон;
  • ГАЗ 53-12 – модернизированная базовая версия с грузоподъемностью в 4,5 тонны и 120-сильным агрегатом ЗМЗ 511;
  • ГАЗ 53-19 – гибридная модификация, работающая на сжиженном газе;
  • ГАЗ 53-27 – гибридная вариация, функционирующая на сжатом природном газе.

Также существовало несколько специальных исполнений:

  • МПР 9924 – передвижная ремонтная мастерская;
  • АЛ 18 (52-01)-Л2 – автолестница, производство которой осуществлялось на Торжокском заводе. Автомобиль использовался для перевозки личного состава (2 человек), тушения пожаров, выполнения спасательных работ.

Отличия линейки 53А от 53

Модели автомобиля имеют следующие отличия: усиленная передняя ось; новая конструкция кардана; более надежная конструкция рулевого привода; новая решетка радиатора; сигналы поворота дублируются повторителями на крыльях кабины; наличие стеклоочистителей с электроприводом; отопление кабины. В 1973 г. модель 53А отметили Государственным знаком качества СССР.

Расширяя функциональные возможности машины, было налажено изготовление шасси 53 01 под крытые кузова и спецоборудование. Шасси 53 02 являлось платформой для применения кузова самосвального типа и оборудовалось устройством снятия мощности для гидравлического насоса. На экспорт шли грузовики моделей 53 50 и 53 70. Машины охотно приобретались в Бельгии, Финляндии, в соцстранах.

В Болгарии и на Кубе осуществлялась сборка грузовиков из комплектов, поступающих с ГАЗа.

Модель 53 12 производилась с 1983 по 1992 год, как дальнейшее развитие 53-й линейки. В грузовик был установлен восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-511. Мощностной параметр в 120 л. с. позволил довести нагрузку до 4,5 т, а скоростной показатель – до 90 км/ч. Потребление бензина повысилось до 30 литров, но была предусмотрена возможность установки оборудования для заправки сжиженным или сжатым газом.

Двигатели для грузового автомобиля ГАЗ 53

Советский Союз выпустил немало славных грузовиков. Но среди них всех выделяется ГАЗ-53. Серийный выпуск 53-го ГАЗа начался в 1961 году, а закончился в 1993. На грузовых автомобилях ГАЗ 53 за все время существования этой модели устанавливались двигатели внутреннего сгорания (ДВС) Горьковского автомобильного завода и Заволжского моторного завода.

Пример классического грузовика ГАЗ 53

Но ГАЗ недолго оснащал грузовик моторами собственного производства, а в основном «пятьдесят третий» использовал линейку V-образных ДВС производства ЗМЗ.

Вернуться

Из истории

С осени 1961 и по январь 1967 года горьковчане выпускали ГАЗ 53 с индексом «Ф», на ГАЗ 53Ф стоял шестицилиндровый двигатель ГАЗ 51. Хотя мотор был в то время несколько усовершенствован, но он обладал существенными недостатками.

ДВС уже морально устарел к тому времени. Нижнее расположение клапанов давало низкий КПД и небольшую мощность, мотор неудобен был в обслуживании и ремонте. Даже отрегулировать клапана являлось проблемой, и на их регулировку уходило немало времени. Чугунная конструкция имела немалый вес, мотор имел относительно небольшой ресурс по пробегу. Все шло к тому, чтобы заменить устаревшую конструкцию на что-то более приемлемое.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Маз зубренок какой двигатель

Пример двигателя для ГАЗ 53

В апреле 1958 года в городе Заволжье Горьковской области новый моторный завод приступил к выпуску двигателей и запасных частей к ним. ЗМЗ являлся дочерним предприятием ГАЗ и делал моторы для этого предприятия. Параллельно ДВС выпускались для Ульяновского и Московского автомобильного завода.

В конце 1958 года не заволжском предприятии осваивают отливку алюминиевых сплавов, и завод начинает разрабатывать производство новых деталей из легкого металла.

В то время это был большой шаг вперед в автомобильной промышленности.

Сначала ЗМЗ спроектировал V-образный 8-цилиндровый двигатель для ГАЗ 13 «Чайка» (ЗМЗ 13). Двигатель обладал мощностью 195 лошадиных сил и работал на бензине с высоким октановым числом (Аи-93 или Аи-95). Почти сразу был разработан ДВС ЗМЗ 41 (140 л.с.). ЗМЗ 41 работал на «семьдесят шестом» бензине. Этот мотор устанавливался на «Волгах» спецслужб.

Так выглядит V образный 8-цилиндровый ДВС

Вернуться

Какие двигатели стоят на ГАЗ-53

Для ГАЗ-53 двигатели поставлял завод ЗМЗ. На этом ГАЗе устанавливался двигатель под маркой ЗМЗ 53. Это был 8-ми цилиндровый двигатель, расположение цилиндров которого было V-образное. Двигатель мог развить мощность до 120 л.с., при том, что объем его составлял 4254 куб.см. Стоит также упомянуть о том, что он являлся карбюраторным, а рекомендованная марка бензина А-76.

Как проверить масляный насос ГАЗ 53 в полевых условиях?

Вернуться

Новый двигатель для ГАЗ 53А

В 1964 году Заволжский моторный завод на базе двигателя ЗМЗ 41 разрабатывает новый двигатель, которым комплектовался ГАЗ 53. Следует отметить, что на второе поколение «газонов» (ГАЗ 53А) шестицилиндровые ДВС уже не устанавливались, и в дальнейшем на «пятьдесят третьих» шли только V-образные 8-цилиндровые моторы.

Новый ДВС получил индекс ЗМЗ 53А. Так же, как и ЗМЗ 13, мотор получил алюминиевый блок и две головки блока цилиндров (ГБЦ) из этого же металла. ЗМЗ 53А имел ряд явных преимуществ перед устаревшим шестицилиндровым ДВС:

  • Двигатель меньше весил;
  • Обладал большей мощностью и объемом цилиндров;
  • Реже выходил из строя;
  • Был более удобен в ремонте и обслуживании.

Вернуться

Характеристики ЗМЗ 53А

Начиная с 1966 года, на автомобилях ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 серийно устанавливался двигатель ЗМЗ 53. Он имел верхнее расположение клапанов, на модели применялся карбюратор К 126Б. Позднее карбюратор поставили другой (К 135)

В отличие от ЗМЗ 41, мотор 53-его имеет меньший объем цилиндров и ход поршня. Кто-то утверждает, что у этих ДВС детали взаимозаменяемы, но это абсолютно не так. У моторов даже разные блоки цилиндров, не говоря уж о поршневой группе, коленчатом вале и ГБЦ. В блоках разница в том, что посадочные места под гильзы цилиндров разного диаметра, поэтому замена одного блока на другой будет крайне проблематична.

Технические характеристики ЗМЗ 53А:

  • Объем мотора 4,25 л (у ЗМЗ 41 – 5,53 л);
  • Диаметр поршня 92 мм (у ЗМЗ 41 – 100 мм);
  • Ход поршня 80 мм (у ЗМЗ 41 – 88 мм);
  • Диаметр поршневого пальца 25 мм (у ЗМЗ 41 – 28 мм);
  • Мощность двигателя 115 л.с. (у ЗМЗ 41 – 140 л.с.);
  • Степень сжатия 6,7 (у ЗМЗ 41 – 6,7).

Из всего вышесказанного становится понятно, детали моторов не взаимозаменяемы. Можно только переставить силовой агрегат целиком.

Вернуться

Модификации двигателей ГАЗ 53

На базе двигателя ЗМЗ 53А было создано множество различных модификаций. Изменения в конструкции предполагали какие-нибудь улучшения, либо предназначались для возможности установки ДВС на другую технику. Например, мотор ЗМЗ 66 06 имел степень сжатия 7,6 и его мощность была увеличена до 120 л.с.

В наше время Заволжский моторный завод еще до сих пор выпускает моторы для ГАЗ 53 и следующих за ним поколений (ГАЗ 3307, ГАЗ 3308). ДВС подобного типа нашли применение и на автобусах Павловского автобусного завода.

Схема двигателя для грузовика ГАЗ 53

Модификации V-образных 8-цилиндровых бензиновых двигателей ЗМЗ:

  • ЗМЗ 66 06, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 120 л.с., степень сжатия 7,6;
  • ЗМЗ 511, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 125 л.с., степень сжатия 7,6;
  • ЗМЗ-523, ход поршня/ диаметр 92х88 мм, объем 4,68 л, мощность 130 л.с., степень сжатия 7,6.

Стартер ГАЗ-53

Двигатель ЗМЗ 513 является модернизированной версией мотора ЗМЗ 66 06, ЗМЗ 5233.10 устанавливается на автомобили ГАЗ 3307 и ГАЗ 3308, модель ЗМЗ-5234.10 предназначена для автобусов ПАЗ.

Вернуться

Основные неисправности двигателей ЗМЗ 53

Как и любой другой двигатель, ЗМЗ 53 имеет свои слабые места. От модификации здесь мало чего зависит, всем ДВС присущи схожие признаки.

Отличительные недостатки:

  • недостаточное давление масла в системе смазки;
  • деформация впускного коллектора («паука»);
  • течь масла с заднего коренного подшипника;
  • повышенный расход масла;
  • при больших нагрузках происходят задиры шатунных шеек коленчатого вала.

Тем не менее, двигатели этой серии достаточно выносливы. Если учесть, какое порой моторное масло заливают в них, можно только удивляться терпимости ДВС. Не всякий двигатель иностранного производства выдержит такие издевательства над собой.

Часто от водителей «газончиков» слышишь, – «Все, мотор кончается». Так вот, «кончаться» он может чуть ли не годами. Без давления, с дымящей поршневой и большим расходом масла «газон» еще долго ездит. Очень часто и порой долго на «газоновских» моторах что-то подстукивает, а что именно, не выясняется даже после разборки агрегата. Удивительно, но факт.

Вернуться

Правильно ТО двигателя

Сам по себе двигатель хороший, и нареканий не вызывает, главное поддерживать его техническое состояние.

Так выглядит ДВС для автомобиля ГАЗ 53

Этого можно достичь, если в двигателе использовать рекомендуемую марку бензина, масло и все смазочные материалы. На поршнях и стенках цилиндров образуется нагар. Образованный нагар требуется периодически счищать.

При проведении технического обслуживания головку блока цилиндров необходимо подтягивать.

Но это первые три техосмотра, потом периодичность можно увеличить, и подтягивать головку блока через каждое ТО-2.

Не стоит забывать и про температурный режим.

Чтобы двигатель прослужил дольше, при первой же необходимости заменяйте поршневые кольца. О том, что пора заменять поршневые кольца, вам скажет сам автомобиль. В этом случае после каждых 100 км. пробега масло будет уменьшаться примерно на 400 грамм. Если же давления масла в системе упало, то тут дело во вкладышах коренных подшипников коленчатого вала, которые также необходимо сразу заменить.

Двигатель для ГАЗ 53 в разрезе

Если вы приняли решение заменить вкладыши, не поленитесь и очистите полость шатунных шеек коленвала. Время от времени проверяйте ГРМ и регулируйте тепловые зазоры клапанов.

Вернуться

Проверка технического состояния ДВС ЗМЗ 53

По некоторым показателям можно судить о техническом состоянии двигателя. Такими показателями являются:

  • расход масла на 100 (1000) км пробега;
  • значения величины давления масла на холостых и средних оборотах коленчатого вала;
  • компрессия в цилиндрах ДВС.

Ремонт двигателя автомобиля ГАЗ-53

Расход масла проверяют по уровню контрольным щупом на холодном незаведенном двигателе. Если расход превышает 0,4 л на 100 км, двигатель нуждается в ремонте. Но ремонтируют ДВС и при меньшем потреблении масла, особенно тогда, когда на моторе нет никаких подтеков.

Давление масла контролируется стрелочным показателем и контрольной лампой на щитке приборов. Порой датчики бывают неисправными. Точные показания можно получить с помощью контрольного манометра.

Минимальное давление на холостых оборотах ДВС не должно быть меньше 0,5 кг/см², на средних оборотах этот показатель не должен опускаться ниже 1 кг/ см². При меньших значениях двигатель отправляют в ремонт.

Компрессию в цилиндрах ДВС замеряют компрессометром. Такую операцию необходимо проводить вдвоем. Компрессия замеряется при вывернутых свечах, полностью открытой дроссельной заслонке, на хорошем аккумуляторе и отключенной подачей питания на высоковольтные провода. Хорошей компрессией на ЗМЗ 53 считается показатель 7,5 кг/ см².

Вернуться

Технические характеристики двигателя

Ниже представлены технические характеристики двигателя ЗМЗ 511.1000398 для ГАЗ-53 ГАЗ-3307 и АИ-76

Двигатель карбюраторный, бензиновый, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов и верхним расположением клапанов.

В двигателе применены головки цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Во всех моторах применена система рециркуляции отработавших газов для снижения выброса вредных веществ в атмосферу. Двигатели имеют картер сцепления под унифицированную КПП.

  • количество цилиндров — 8;
  • рабочий режим — 4-х тактный;
  • степень сжатия — 7,6:1;
  • рабочий обьем, л — 4,25;
  • номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200-3400 1/мин, кВт (л. с.) — 92 (125);
  • максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 1/мин, Н*м(кгс*м) — 294 (30);
  • минимальный удельный расход топлива г/кВт*ч (г/л. С.*ч) — 286 (210);
  • расход масла на угар, % от расхода топлива — 0,4;
  • масса, кг — 262;
  • топливо — А-76.

Внешняя скоростная характеристика двигателя.

Соблюдая все требования, двигатель ГАЗ 53 прослужит вам и вашим детям.

Вернуться

Самодельные варианты применения ДВС ЗМЗ 53

В связи с неприхотливостью двигателей серии ЗМЗ 53, их доступностью и относительно невысокой стоимостью многие «самоделкины» нередко пытаются «внедрить» ДВС на другие марки автомобилей. Например, на Газель уже устанавливались подобные агрегаты.

Несмотря на довольно внушительные габариты, у «газоновских» моторов относительно небольшой вес (230-270 кг), и двигатель все же помещается под капотом Газели, не очень сильно нагружая автомобиль. Ставят эти моторы и на УАЗ с соответствующими переделками (меняют радиатор, переваривают крепления ДВС и т.д.)

Пример самодельного трактора с использованием двигателя ЗМЗ 53

Кто-то пытается приспособить на ЗМЗ 53 инжектор вместо штатного карбюратора газ 53, но переделать топливную систему непросто. К слову, на V-образных «восьмерках» Заволжский завод уже устанавливал штатные инжекторы. Это было в восьмидесятых годах прошлого века, модель имела индекс ЗМЗ 504.10. Двигатель получился мощным и довольно экономичным. Затем выпускалась модификация ЗМЗ 5232.10 с инжекторной топливной системой. Но в серийное производство эти модели так и не попали.

Источник: https://AvtomobilGaz.ru/gruzovye/gaz-53/harakteristiki-dvigatelya.html

Двигатель ГАЗ-53, технические характеристики двигателя. Двигатель газ 53 технические характеристики

ГазДвигатель газ 53 технические характеристики

Двигатель ЗМЗ 53 — это силовой агрегат, который устанавливался на легендарный Газон (ГАЗ 53). Выпускал движок Заволжский Моторный завод, который делает моторы для автомобилей ГАЗ и по этот день.

Достаточно высокие показатели и характеристики мотора сделали его популярным и любимым среди владельцев сельскохозяйственных предприятий. Двигатель простой в обслуживании и ремонте, а низкая стоимость запасных частей делает его популярность еще выше.

Особенности и обслуживание

Поскольку, устройство двигателя ЗМЗ 53 достаточно простое, то и обслуживать его значительно проще остальных аналогов, таких как силовые агрегаты ЗИЛ. Плановое техническое обслуживание проводится каждые 15 000 км пробега.

Итак, чтобы увеличить ресурс силового агрегата необходимо правильно и главное вовремя проводить плановое техническое обслуживание. Многие автомобилисты не понимают, что должно входить в этот процесс. Итак, разберем, какие операции входят в плановое ТО:

  • Замена смазочной жидкости двигателя.
  • Замена фильтрующего элемента масла.
  • Регулировка клапанного механизма (каждые 30000 км).
  • Замена воздушного фильтра (спустя 25 000 км).
  • Диагностика свечей зажигания (каждые 20 000 км).
  • Проверка состояния газораспределительного механизм (через каждые 30 000 км пробега).

Если разобраться, то зачастую автомобилисты только меняют масла и фильтра Регулировка клапанов проводится только в том случае, если уже слышен характерный металлический звон.

Совет! Рекомендуются проводить плановое техническое обслуживание вовремя. Это позволит увеличить ресурс и двигатель до следующего капитального ремонта прослужит больше.

Ремонт мотора

Двигатель ГАЗ 53 считается одним из самых ремонтнопригодных, поскольку легко поддается восстановлению, а стоимость запасных частей — низкая. Но, как и другие старые моторы, этот двигатель все чаще нуждается в ремонте, особенно капитальном. Для начала стоит рассмотреть наиболее распространенные поломки, которые могут случиться с 53-м.

Ремонт водяного насоса

Ремонт водяного насоса на 53-м проводится по аналогии с Волгой. Чтобы отремонтировать помпу необходимо понимать, подлежит ли она ремонту. Показателем ремонтнопригодности узла является целостность и отсутствие выработке на корпусе крышки и внутри блока, где крепится вал на подшипниках.

Итак, если выработка отсутствует, то понадобятся следующие детали — вал водяного насоса, крыльчатка, а также сальник. Далее, стоит слить половину охлаждающей жидкости с системы и можно приступать к процессу восстановления.

  1. Демонтируем приводной ремень водяного насоса.
  2. Снимаем шкив привода помпы.
  3. Откручиваем болты крепления помпы к блоку цилиндров.
  4. Вытаскиваем вал, крыльчатку и сальник.
  5. С крышки необходимо вынуть вал с подшипником, а затем уплотнительный сальник.
  6. Сборку проводим в обратном порядке.

Замена масла

Заменить смазочную жидкость в моторе достаточно просто. Ждем, пока двигатель остынет. Находим сливное отверстие и подставляем под него тару в размере — 10 литров. Обычно в двигатель ЗМЗ 53 влезает 9,6 — 9,8 литра. Теперь, когда все готово, можно приступить непосредственно к выполнению работы по замене масла:

  1. Выкручиваем сливную пробку.
  2. Ждем, пока стечет масло.
  3. Закручиваем сливную пробку, заменив уплотнительное кольцо.
  4. Через заливную горловину, заливаем масло.

Как показывает практика, большое количество владельцев двигателя ЗМЗ 53, пользуется моторным маслом с маркировкой М-10 или М-10Г.

Оно прекрасно подходит для этого силового агрегата и имеет все необходимые технические и физические свойства, чтобы обеспечить нормальную работу и защиту деталей мотора.

Особенности капитально ремонта

Капитальный ремонт ЗМЗ 53 — нехлопотливая и достаточно простая работа. Поскольку двигателю минимум 25 лет с момента выпуска, то большинство из них уже давно гильзованы, что упрощает проведение капитального ремонта.

Итак, рассмотрим ремонтные размеры коленчатого вала для двигателя ЗМЗ 53:

Вид ремонта Толщина, мм Эффективность по сравнению с новым
Ремонт № 1 0,25 80-90%
Ремонт № 2 0,50 70-75%
Ремонт № 3 0,75 65-70%
Ремонт № 4 1,00 50-55%
Ремонт № 5 1,25 40-45%
Ремонт № 6 1,50 Меньше 30%
Ремонт № 7 2,00 Не применяется с 1995 года
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мерседес спринтер сколько мест

Также, существуют и ремонтные размеры для расточки блока цилиндров:

Вид ремонта Ремонтная толщина цилиндра, мм Эффективность по сравнению с новым
Ремонт № 1 92,5 80-90%
Ремонт № 2 93,0 70-75%
Ремонт № 3 93,5 65-70%
Ремонт № 4 94,0 50-55%

Тюнинг и доработка

Многие знают, что двигатель ЗМЗ 53 используется в ежегодных гонках грузовых автомобилей. Так, владельцы Газона проводят доработку мотора, чтобы увеличить мощность или тяговые характеристики.

Для того, чтобы увеличить технические характеристики движка необходимо расточить цилиндры до размера 95,0 мм. При этом в блок цилиндров устанавливаются не простые поршни, а облегченные тюнинг версии, такие используются при доработке двигателя ЗМЗ 402. Также, рекомендуется заменить шатуны, втулки шатунов и клапанный механизм, на более легкий.

Для того, чтобы расточенный двигатель лучше функционировал, рекомендуется установить улучшенную систему охлаждения двигателя. Для этого необходимо поставить на автомобиль 3-х рядный алюминиевый радиатор и кит комплект силиконовой системы охлаждения.

Также, некоторые автолюбители устанавливают «улитку». Это специальный турбонаддув, который позволяет увеличить мощность двигателя на 20%. Стоимость такого изделия составляет 200-300 долларов. Еще один народный способ увеличить мощность силового агрегата — установка системы для впрыска воды и цилиндры.

Совет! Стоит понимать, что излишнее количество воды, может привести к гидроудару, что повлечет за собой капитальный ремонт мотора и все усилия тюнинга сведет на ноль. Поэтому, рекомендуется устанавливать электронную систему впрыска воды в цилиндры с дозатором.

Вывод

Двигатель ЗМЗ 53 — это легендарный советский мотор, который служил верой и правдой целому поколению. Даже сейчас использование этого силового агрегата можно найти на просторах полей в отделенных регионах СНГ. Легкое обслуживание и дешевый ремонт сделали этот силовой агрегат почти незаменимым.

avtodvigateli.com

Автомобили 2 октября 2017

В СССР основная масса грузовых автомобилей, имеющих среднюю грузоподъемность, долгое время оснащалась бензиновыми карбюраторными двигателями. Одним из представителей такого класса машин был ГАЗ-53, которому и посвящена данная статья. Грузовик выпускался на заводе ГАЗ с 1961 по 1993 год. Первые машины под обозначением ГАЗ-53Ф комплектовались усовершенствованным мотором ГАЗ-51 с шестью цилиндрами (82 л.с., с нижнеклапанной схемой газораспределения).

Базовый ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53

С лета 1964 года началось производство небольшими партиями более современной версии ГАЗ-53 — с восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-53. Кроме нового двигателя машина получила сцепление иной конструкции и усовершенствованное электрооборудование.

Машина комплектовалась модернизированной подвеской и задним мостом с главной парой с гипоидным профилем зубьев шестерен. Из внешних отличий самым заметным стало изменение облицовки радиатора.

Если на ГАЗ-53Ф фары стояли вверху облицовки, то на ГАЗ-53 они сместились вниз.

ЗМЗ-53 получил блок цилиндров, отлитый из алюминиевого сплава АЛ4. Этот блок стал первым в мире блоком двигателя, изготовленным методом литья под давлением. Благодаря такой технологии удалось снизить вес детали более чем на 20 кг и габаритную длину более чем на 45 мм.

В остальном ЗМЗ-53 представлял собой классический V-образный четырёхтактный двигатель с распределительным валом в развале блока цилиндров. Привод клапанов – штанговый. Основные технические характеристики двигателя ГАЗ-53 — при рабочем объёме цилиндров 4254 куб. см двигатель развивал крутящий момент до 29 кг/м в диапазоне 2000-2500 об/мин.

Мощность из-за ограничителя оборотов не превышала 115 л. с. (при 3200 оборотах). Двигатель имел невысокую степень сжатия 6,7 единиц и работал на бензине А76.

Техническая характеристика автомобиля ГАЗ 53
Длина автомобиля 6395 мм
Ширина автомобиля 2380 мм
Высота автомобиля (по крыше кабине, без нагрузки) 2220 мм
Длина платформы 3740 мм
Ширина платформы 2170 мм
Высота бортов платформы 680 мм
Максимальный вес прицепа 4000 кг
Снаряжённая масса 3200 кг
Грузоподъёмность, не более 4000 кг

Стоит отметить, что в течение всего производства двигателей ГАЗ-53 технические характеристики и параметры многих узлов оставались неизменными (например, размеры цилиндра (92 мм х 80 мм)).

Питание топливом принудительное с помощью бензонасоса Б9Д. Бензонасос устанавливался на картере двигателя ГАЗ-53. Технические характеристики насоса — диафрагменного типа с производительностью до 140 л/ч. Для фильтрации топлива стоял щелевой фильтр с отстойником и дополнительно перед карбюратором ставился сетчатый фильтр тонкой очистки. Запас бензина 90 литров находился в бензобаке на раме под кабиной.

Первые версии ЗМЗ-53 оснащались двухкамерным карбюратором К 126Б с падающим потоком. Карбюратор оснащался механическими экономайзером и ускорительным насосом, а также пневматическим ограничителем оборотов двигателя. Воздух для двигателя проходил очистку в инерционно-масляном фильтре с двухступенчатой очисткой воздуха. Фильтрующий сменный элемент изготавливался из капрона.

Смазка двигателя комбинированной схемы – под давлением и разбрызгиванием. Для очистки масла применялась центрифуга. Давление масла создавалось шестерёнчатым насосом, с забором масла из поддона двигателя. Двигатель оснащался масляным радиатором с воздушным охлаждением. Радиатор монтировался перед основным радиатором жидкостной системы охлаждения. Опционально мог быть установлен жидкостный подогреватель ПЖБ12.

Первая модернизация

ГАЗ-53 продержался на конвейере около года, а уже в июне 1965 появился усовершенствованный ГАЗ-53А. Грузоподъёмность, как основная характеристика автомобиля ГАЗ-53А, выросла на 1 тонну – до 4000 кг.

Для компенсации выросших нагрузок на подвеску стали применять новую переднюю ось (увеличено сечение двутаврового профиля), более длинные шкворни с усиленными втулками. Поперечная рулевая тяга стала проходить над рычагами рулевой трапеции (ранее проходила под ними).

Также изменился рулевой механизм, ввели более жёсткие амортизаторы передней балки.

Источник: https://starimpex.ru/gaz/dvigatel-gaz-53-tehnicheskie-harakteristiki.html

Двигатель ГАЗ 53: легенда достойная уважения

Один из самых легендарных двигателей советского автопрома по праву может считаться ГАЗ 53 или ЗМЗ 511. Он верой и правдой служил многие десятилетия народу. До наших времен, многие отделенные уголки Советского союза эксплуатируют этот «не убиваемый» силовой агрегат, а завод ГАЗ по прежнему производит запасные части к нему.

Исторический акцент

История ДВС ГАЗ 53 началась еще в далеком 1959 году, когда по заказу Компартии, начали разрабатывать мотор, который должен был прийти на смену устаревшего ГАЗ 51. Так, впервые автомобиль ГАЗ 53 был оснащен силовым агрегатом номер 511 в далеком 1961 году, и продолжалось это до 1993 года.

За время выпуска автомобиля, было сделано достаточно много модификаций и экспериментальных моделей. Так, устанавливались моторы — ГАЗ-53Ф, ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 и ЗМЗ-511. Также, разрабатывались модели двигателей, которые массово не устанавливались, но нашли применение в народном тюнинге. Среди таких представителей можно отметить УАЗ с двигателем ГАЗ 53 и Газель с двигателем ГАЗ 53.

Параллельно с 53-м Горьковский завод изготавливал гибрида — ГАЗ 52. Это был шестицилиндровый мотор, что должен был стать чем-то средним между ГАЗ 51 и 53. Приемником 53-го стал ГАЗ 3307, который уже оснащался силовыми агрегатами ММЗ и ЯМЗ. В 1997 году линия по производству ЗМЗ-53 прекратила свое существование, и остался лишь один цех по изготовлению запасных частей к мотору.

Установка мотора на другие автомобили

Любой автомобиль, особенно советский хоть раз подвергался тюнингу. Так, 53-й третий после Волговского (ГАЗ 24) и Уазовского (УМЗ-417) силовых агрегатов по популярности в доработке, поскольку имеет простую конструкцию и легко поддается внедрению новшеств. Но, все-же большую популярность он получил за счет внедрения двигателя на другие автомобили. Так неоднократно, можно встретить УАЗ с мотором ГАЗ 53.

Для тех, кто любит форсированный ГАЗ 24 или 3102 с легкость может устанавливать ЗМЗ 511. Часто можно встретить, как мчится Волга с двигателем ГАЗ 53. Но, здесь существует ряд недостатков: клубы дыма с выхлопной, нехарактерный звук мотора, обрыв карданного вала и другое.

Таким образом, к установке ЗМЗ 511 на ГАЗ 24 стоит подходить с серьезностью и просчитывать полностью все нюансы, поскольку внутренний потенциал достаточно большой, а вот ума довести его до конца хватает не у всех.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание машины с двигателем от ГАЗ 53 — это достаточно простое и не хлопотное дело, особенно, когда он установлен на ГАЗ 24. Мотор, конечно, потребляем около 10 литров масла, но при этом его ресурс составляет около 250 000 км пробега при регулярном обслуживании.

Итак, стоит расписать основные этапы технического обслуживания силового агрегата:

  1. ТО-1 — замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма.
  2. ТО-2 — замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма, замена топливного фильтра и прокладок клапанной крышки.
  3. ТО-3 — замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма, замена комплекта ГРМ, замена свечей зажигания, высоковольтных проводов.
  4. ТО-4 — замена масла, топливного фильтра, подтяжка клапанного механизма, замена топливного фильтра, прокладок клапанной крышки, прокладок ГБЦ и поддона.

Разница в пробеге между проведением технического обслуживания составляет 12 500 км. При правильном и регулярном уходе мотор способен выходить около 300 000 — 350 000 км пробега. После проведения капитального ремонта, техническая карта обслуживания меняется и ТО необходимо проводить чаще.

Ремонт и эксплуатация

Ремонт ЗМЗ-511 проводится согласно поточных поломок. Поскольку, силовой агрегат достаточно надежный, его можно по праву считать эталоном выносливости. Но, даже самые лучшие двигатели имеют свой ресурс и их необходимо ремонтировать.

Двигатель от ГАЗ 53 не ломается по пустякам и это приводит сразу к капитальному ремонту, который во многих случаях стоит, как новый мотор.  Именно поэтому многие автолюбители практикуют проводить ремонт двигателя ГАЗ 53 своими руками. Рассмотрим, основной технологический процесс капитального ремонта силового агрегата ЗМЗ-53.

Какие процедуры необходимо выполнить и пройти:

  1. Мойка мотора.
  2. Разборка. В данном этапе мотор подвергается тотальному разбору на запасные части, чтобы определить какие детали повреждены, на сколько нанесен ущерб блоку и коленчатому валу, состояние головок блока, поршневой группы и головкам блока. Также, диагностике подвергаются второстепенные детали, а именно: масляный и водяной насос, в обязательном порядке сцепление и другие.
  3. Процесс диагностики. Здесь участвуют только три основные запчасти — блок (камеры, где происходит сгорание), коленчатый вал (на ремонтнопригодность) и ГБЦ (состояние газораспределительного механизма).
  4. Процесс замера и определения размеров. Коленчатый вал подвергается расточке. Так, для этой детали существует таблица размеров:
Вид ремонта Размер
1 0,05 мм
2 0,25 мм
3 0,50 мм
4 0,75 мм
5 1,00 мм

Как показывает практика, ремонтируемый коленвал до размера 1,00 мм и больше долго не живет и его рвет под нагрузкой.

  1. Расточка и хонинговка блока цилиндров. Здесь, также имеется таблица размерности ремонтопригодности:
Ремонт Размер
Стандарт 92,0 мм
1 92,5 мм
2 93,0 мм
3 93,5 мм
4 и более Гильзовка блока (установка гильз стандартного размера 92,0 мм)

Сейчас, все блоки цилиндров старого образца подвергаются гильзовке, где мотор также может растачиваться под поршневую систему 92,5 и 93,0 мм.

  1. Переборка головки блока цилиндров. В данную процедуру входят такие операции: шарошка и притирка клапанов, полировка кулачков распределительного вала, замена клапанов и сальников.
  2. Когда все детали подготовлены, начинается сборка силового агрегата, где он приобретает свой первозданный вид.
  3. Последним этапом становится покраска и обкатка, где уже зальют масло и отрегулируют клапанный механизм.

Двигатель ГАЗ-53, технические характеристики двигателя

В СССР основная масса грузовых автомобилей, имеющих среднюю грузоподъемность, долгое время оснащалась бензиновыми карбюраторными двигателями. Одним из представителей такого класса машин был ГАЗ-53, которому и посвящена данная статья. Грузовик выпускался на заводе ГАЗ с 1961 по 1993 год. Первые машины под обозначением ГАЗ-53Ф комплектовались усовершенствованным мотором ГАЗ-51 с шестью цилиндрами (82 л.с., с нижнеклапанной схемой газораспределения).

Вторая модернизация

Следующая модернизация базовой модели (ГАЗ-53-12) состоялась только в 1983 году. Модернизация вновь коснулась увеличения грузоподъёмности – теперь она составляла 4500 кг. Грузовик стал комплектоваться усовершенствованным мотором ЗМЗ модели 53-11.

Мотор получил новые головки блоков с впускными каналами винтовой формы, увеличенную до 7,0 степень сжатия (под бензин А76) и карбюратор К 135. Благодаря этим изменениям двигатель прибавил 5 л.с.

максимальной мощности и расходовал на 5-7% (в зависимости от режима работы) меньше топлива.

Начиная с января 1988 года в рамках программы дальнейшей модернизации двигатель получил очередную генерацию головок блока цилиндров. В дополнение к винтовым впускным каналам головки оснастили камерами сгорания особой формы (высокотурбулентной).

Головки выпускались двух видов – со степенью сжатия 7,0 и со степенью 7,6. Независимо от типа головки топливом являлся бензин А76. Тогда же появились поршни измененного профиля с уменьшенными по высоте канавками под компрессионные кольца.

Изменился и материал самих поршневых колец.

  1. двигатель;
  2. передняя подвеска;
  3. передняя ось;
  4. сцепление;
  5. коробка передач;
  6. стояночный тормоз;
  7. карданный вал;
  8. вакуумный усилитель тормозов;
  9. задняя подвеска;
  10. задний мост;
  11. автомобиля;
  12. рулевое колесо.

Третья модернизация

ГАЗ-53-12 выпускался до 1989 года, когда ее начал сменять ГАЗ-3307. К началу выпуска ГАЗ-3307 был приурочен и выход очередной версии газовской «восьмёрки» — двигателя ЗМЗ-511. ГАЗ-53 и 3307 производились параллельно с 1989 по 1993 год.

Мотор получил новый распредвал с иной кривизной профиля кулачков, карбюратор К 135М, а также увеличенную до 7,6 степень сжатия. Остальные усовершенствования в конструкции коснулись электрооборудования, материалов деталей и способов фиксации отдельных узлов. Очередные мероприятия дали прирост мощности еще на 5 л. с.

Теперь ЗМЗ-511 стал выдавать до 125 л. с. (в диапазоне 3200-3400 об/мин) и момент 30 кг/м (при 2000-2500 об/мин).

ГАЗ-53 (53А) в наше время

ГАЗ-53 и его вариации производились почти 30 лет, но на сегодняшний день многие машины все еще находятся в активной эксплуатации. Часть из них уже переоборудована на дизельные двигатели, но многие еще ездят с родным «сердцем». Основной недостаток — бензиновый двигатель ГАЗ-53, технические характеристики которого (в первую очередь — экономичность) не всегда соответствуют современным реалиям.

Кроме того, владельцы подвергают критике неуютную и холодную кабину с жестким и некомфортабельным сидением, рулевое управление без гидроусилителя. Но многие мирятся с этими недостатками и отмечают простоту эксплуатации и ремонта (что особенно актуально в глубинке), универсальность шасси ГАЗ-53, технические характеристики которого находятся на приемлемом уровне и, конечно, невысокую цену машины.

На базе ГАЗ-53 существует масса надстроек — ассенизационные машины, цистерны для перевозки различных жидкостей, фургоны, самосвалы, коммунальные машины, пожарная техника и многие другие.

ЗМЗ-511 сегодня

Сложно сказать, сколько восьмицилиндровых двигателей выпустил ЗМЗ с 1964 по настоящее время. Одних только ГАЗ-53 в разных исполнениях было выпущено более 4 млн штук. Кроме того, вариантными исполнениями этого мотора комплектовали ГАЗ-66, автобусы заводов ПАЗ и КАвЗ.

Поэтому на сегодняшний день в строю остаются еще сотни тысяч таких двигателей. Согласно информации с сайта завода ЗМЗ в настоящее время продолжается производство двух видов «восьмёрок» с объёмом цилиндров 4,25 л (ЗМЗ 513.10 и ЗМЗ 511.10), ведущих свою родословную от ЗМЗ 53.

Источник: https://FB.ru/article/346170/dvigatel-gaz--tehnicheskie-harakteristiki-dvigatelya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спецтехника