Борей что это такое

Инсектицид Борей: инструкция по применению

борей что это такое

Препарат Борей, выпускаемый в виде концентрированной суспензии, способен защитить сельскохозяйственные культуры от очень многих вредителей. Двухкомпонентная основа позволяет быстро уничтожить всю колонию опасных насекомых и обеспечивает длительный эффект даже после однократной обработки. Особые меры предосторожности и знание нюансов применения на различных культурах нужны огородникам в связи с токсичным составом инсектицида.

Спектр действия

Средство используется для защиты и борьбы с вредителями злаковых культур, плодовых деревьев, овощей и виноградников. Для картофеля применяется в качестве эффективного средства против колорадского жука. Компоненты, входящие в состав препарата Борей, способствуют гибели таких опасных насекомых как блошки, тли, трипсы, клопы, мушки и плодожорки. Эффективность применения обусловлена действием 2-х составляющих:

  • имидаклоприд (150 г/л) проникает в ткани растения и продлевает защитную функцию препарата до 28 дней после обработки;
  • лямбда-цигалотрин (50 г/л) вызывает быстрый паралитический эффект. Гибель насекомых наступает в течение суток с момента контакта с инсектицидом.

Кроме того, лямбда-цигалотрин не разрушается под воздействием солнечных лучей и подавляет рост личинок. Эти свойства позволяют препарату успешно бороться с вредителями на разных стадиях развития и уничтожать скрытно живущих насекомых.

Средство Эфория КС против колорадского жука

Производитель также выпускает трехкомпонентный инсектицид Борей Нео, схожий по воздействию на вредителей. Вместо лямбда-цигалотрина в состав средства входят пиретроид альфа-циперметрин и неоникотиноид клотианидин. Борей Нео, в основном предназначен для предохранения злаковых культур и картофеля. Сохраняет защитные функции не только при высоких температурах, но и при высокой влажности воздуха.

Преимущества препарата

Инсектицид Борей применяется как на сельхозугодиях, так и в индивидуальных фермерских хозяйствах. Состав и форма выпуска препарата обеспечивают ряд преимуществ:

  • удобство использования концентрированной суспензии;
  • широкий охват обрабатываемых культур;
  • большой спектр вредителей, для уничтожения которых применяется инсектицид;
  • быстрое и продолжительное действие после однократной обработки;
  • низкая степень токсичности для человека;
  • совместимость в баковых смесях с другими препаратами;
  • фотостабильность и устойчивость к жаре.

Борей целесообразно применять в случае значительного распространения вредителей или во время весенней профилактической обработки плодового сада. Высокая токсичность действующих веществ для пчел и обитателей водоемов накладывает ограничения в использовании инсектицида. Стоимость концентрированной суспензии (от 3400 р/л) также относится к немногочисленным недостаткам препарата Борей.

Способ применения и меры предосторожности

Борей выпускается в форме концентрированной суспензии. Инсектицид расфасован в пластиковые бутыли объемом 1 л. Перед использованием необходимо прочитать информацию, которую содержит инструкция по применению препарата.

Делать раствор для распыления нужно непосредственно перед обработкой растений. Готовую к использованию жидкость нельзя хранить более 24 часов. Количество суспензии, необходимое для опрыскивания зависит от того, какая культура подлежит обработке от вредителей. Алгоритм приготовления предполагает всего несколько последовательных шагов:

  • емкость для опрыскивания заполнить половиной чистой прохладной воды;
  • точно по инструкции отмерить требуемый объем суспензии;
  • перемешать смесь с помощью деревянной или пластмассовой палки;
  • не прекращая помешивания, заполнить бак оставшейся водой.

Мощный и эффективный: препарат Танрек от колорадского жука и белокрылки

Работа с химикатом должна вестись в перчатках и защитной маске. Во время приготовления и использования жидкости нельзя принимать пищу. Контакт с химикатом приводит к ожогам и отравлению.

Растения опрыскиваю инсектицидом в утренние часы, так можно избежать солнечных ожогов на листве. Допускается применение рабочего раствора вечером. Токсичный препарат не используют при силе ветра более 2 м/с. Перед опрыскиванием следует удостовериться, что в радиусе 4-5 км не расположены пасеки и водоемы.

Как использовать суспензию

Норма расхода инсектицида Борей отличается для разных культур, так же как и кратность обработок. По причине высокой токсичности следует четко придерживаться дозировки, которая рекомендована производителем.

  • Картофель. Для защиты побегов от колорадского жука, картофельной коровки и листовой тли, грядки опрыскивают инсектицидом в период активной вегетации. На 1 га расходуется 200-400 л готового раствора. Концентрация суспензии составляет 80-120 мл/га соответственно. Время ожидания с момента опрыскивания – 20 суток. Допускается повторное применение инсектицида.
  • Зерновые культуры. Пшеницу и ячмень обрабатывают от хлебных блошек по всходам. Расход препарата составляет 0,08-0,12 л/га. Во время вегетации, Борей помогает уничтожить тлю, трипсы, клопов. На площадь 1 га используется 200-400 л жидкости.
  • Томаты. Инсектицид применяется на грядках открытого грунта. Защищает помидоры во время вегетации от колорадского жука. Для опрыскивания 1 га необходимо приготовить рабочий раствор из расчета 80-120 мл суспензии на 200-400 л воды. Срок ожидания – 30 дней.
  • Лук и морковь. При поражении луковой или морковной мухой проводят обработку побегов раствором в соотношении 0,2 л препарата на 200-300 л воды. Полученной жидкости достаточно для опрыскивания 1 га. При обнаружении трипсов и листоблошек используют 120-140 мл суспензии на такое же количество воды. Срок ожидания для лука составляет 25 суток, для моркови – 30 дней.
  • Капуста. С помощью препарата Борей избавляются от блошек, капустной тли и моли. Во время вегетации применяют раствор, состоящий из 100-140 мл концентрата и 200-300 л воды. При необходимости повторяют обработку дважды. Период ожидания и промежуток между опрыскиваниями составляет 30 дней.
  • Яблоня. Плодовое дерево опрыскивают инсектицидом весной, до цветения. Препарат защищает от распространения яблоневой плодожорки и листовертки. На 800-1500 л воды используют 300 мл концентрированной суспензии. Рабочего раствора хватает на 1 га посадок. Сбор урожая можно начинать через 20 дней после применения.
  • Виноград. Лозу и листья опрыскивают инсектицидом для борьбы с гроздевой листоверткой. Во время активной вегетации обрабатывают виноградники 300 мл суспензии, растворенной в 800-1200 л/га.

Применение инсектицида не разрешено на дачных участках. Токсичные вещества, входящие в состав инсектицида, имеют свойство накапливаться в грунте и вредят окружающей среде.

Защита от опасных насекомых: применение карбофоса в садоводстве

Отзывы о препарате

Тамара, г. Подольск

В прошлом году опробовали Борей в качестве отравы от колорадского жука на картофеле. После опрыскивания буквально в течение суток удалось полностью уничтожить и жуков и личинки вредителя. Рекомендую препарат в случае массового нападения колорада. Работать с ядохимикатом надо обязательно в перчатках и респираторе.

Михаил, г. Славянск-на-Кубани

Обрабатываю виноградник баковой смесью (Борей, Фалькон, Купроксат) дважды за сезон. Отлично справляется с распространением листовертки и цикадок. Не разрушается на жаре, не оставляет ожогов на листьях. Стоимость, быстродействие и защитная функция препарата полностью устраивают.

Источник: https://sovusadba.ru/podkormki-i-udobreniya/pravila-primeneniya-insektitsida-borej.html

Борей: атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 955, технические характеристики (ттх), глубина погружения

борей что это такое

АПЛ «Юрий Долгорукий» в августе 2011 года «выстрелила» по заданной цели межконтинентальной баллистической ракетой «Булава». Этот запуск входил в программу испытаний и был вторым. Расстояние, на которое улетел «снаряд», ошеломило всех, это ни много ни мало 9300 километров!

Известие об этом заставило недругов России крепко призадуматься. Им стало ясно, что никакие расстояния, никакие прочные укрепления их не спасут. Что за грозное оружие появилось у нас? Родоначальником его считается «Борей», подводная лодка четвёртого поколения.

Непростая судьба «Борея»

Атомные подводные лодки четвёртого поколения начали создаваться ещё в СССР. Советский подводный флот представлял собой грозную силу противодействующую военно-морским силам НАТО.

Однако его постоянно требовалось обновлять, строить новые подводные корабли по современным технологиям, вооружать их ракетами, которые могли бы достигать цели на большой удалённости от места нахождения субмарины.

В 1978 году был запущен проект 955 «Борей». Название происходит от греческого Βορέας «северный». Заниматься эти было поручено Санкт-Петербургскому ЦКБ «Рубин».

Подводные лодки проекта 955 «Борей» решено было спроектировать, построить и заменить ими корабли проекта 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин», которые уже устарели в начале 80-х годов.

Советскому военно-морскому флоту требовались современные атомные подводные ракетоносцы с мощным вооружением.

Результаты по новому проекту появились с момента назначения на должность главного конструктора ЦКБ «Рубин» Владимира Анатольевича Здорнова. Под его руководством начались активные работы. На дворе уже был конец 80-х годов. В СССР полным ходом шла перестройка, в экономике страны наступил спад. Менялась международная обстановка.

Западные страны почувствовали, что некогда мощная советская держава начала сдавать свои позиции в мире. Обороноспособность ослабевала. Для её укрепления подводному флоту отводилась большая роль.

Созданию подводной лодки проекта«Борей» придавалось огромное значение. Вооружить её планировалось мощными ракетами «Барк». Работали они на твёрдом топливе, оснащались новейшей системой наведения на цель через спутники. Это значительно улучшало точность стрельбы. Ракета могла запускаться с субмарины даже тогда, когда та находилась под водой.

Не служил препятствием и толстый лёд на поверхности в северных широтах.

Неудачными оказались испытания «Барка». Даже после третьего запуска ракета так и не долетела до цели. От неё пришлось отказаться, хотя она была готова более чем на 70%. Причины снятия её с дальнейшей разработки были не только технические недоработки, но и трудности с финансированием проекта. У преемницы СССР России катастрофически не хватало средств на доработку ракеты «Барк».

Работы по созданию подводной лодки проекта 955 «Борей» продолжались, несмотря на то, что возникли проблемы с её вооружением. «Неудачника» «Барка» заменила «Булава».

Новую межконтинентальную баллистическую ракету с таким названием разработал Московский институт теплотехники.

Были и у «Булавы» неудачные пуски, но новая МБР показала себя лучше, чем её предшественник «Барк». Её приняли, и началась доработка проекта нового подводного ракетоносца.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении проекта 955 «Борей»:

  1. Недостаточное финансирование. Причина – распад СССР.
  2. Потеря смежников, которые изготавливали и поставляли узлы для АПЛ кораблестроителям. После того, как прекратил своё существование Советский Союз, много предприятий осталось на территориях суверенных государств, бывших союзных республик.
  3. Неудачные испытания ракет для подводной лодки, что сказывалось на сроках её создания.

Были и другие причины, но России удалось с ними справиться. В 2008 году начались испытания первой АПЛ класса стратегического назначения 4-го поколения.

Имя подводному кораблю дали «Юрий Долгорукий». В период его строительства были заложены ракетоносцы этого же типа «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Вскоре и они заняли место в строю подводных лодок российских ВМФ.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/borey/

Атомные подводные лодки «Борей»: возмездие из-под воды

борей что это такое

Подводные лодки проекта 955 и 955A «Борей» являются самыми совершенными подводными лодками класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения». Сегодня это главная ударная сила российского флота.

Вообще-то, Борей — это ветер. Точнее, бог буйного северного ветра в греческой мифологии. Он является сыном Астрея — бога звездного неба и Эос — богини утренней зари и олицетворяет природную стихию. Кстати, его родители не случайны. Борей дует в основном под утро и наиболее силен при ясном небе. Кстати, он упомянут у Гомера, в обоих его главных произведениях: и в «Илиаде», и в «Одиссее».

Но все это дела давно забытых дней. Сегодня «Борей» — это серия новых атомных подводных ракетоносцев российского флота IV поколения, и это самые современные лодки в нашем флоте.

Уже сейчас в состав ВМФ РФ приняты три корабля проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». А всего до 2020 года собираются построить восемь лодок проекта 955 и 955А.

Четыре из них — «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III» — уже заложены на верфях завода «Севмаш».

Кстати, в античные времена «ложем Борея» называли потухший вулкан Эльбрус. Атомные подводные лодки, оснащенные ядерными ракетами, по совокупности не уступают в мощности извержению вулкана и их вполне можно назвать «спящими вулканами».

Например, 5 апреля 1815 года на индонезийском острове Сумбава, что входит в гряду Малых Зондских островов Малайского архипелага, взорвался и начал извергать лаву и пепел знаменитый вулкан Тамбора. Суммарная энергия извержения, длившегося 2 недели, по оценкам современных сейсмологов равнялась взрыву 800 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

В то же время суммарный залп всех 16 ракет Р-30 «Булава», находящихся на борту ракетоносца «Борей», обрушат на голову противника 124 мегатонны тротилового эквивалента. Таким образом, все восемь лодок серии обладают суммарным залпом в 992 мегатонны. При этом, если вулкан Тамбора выделял эту энергию в течении 12 дней, боеголовки ракет «Булава» высвободят свой разрушительной потенциал в доли секунды.

Немного истории

Настоящим бичом первых подводных лодок была малая автономность плавания. Особенно в подводном режиме, когда лодки вынуждены были идти под электродвигателями — емкость аккумуляторов была невысока. В результате, подводные лодки до Первой мировой войны были фактически привязаны к своим базам и могли провести в море в лучшем случае пару дней, а то и меньше.

Но время шло, росла емкость аккумуляторов, появлялись более совершенные, экономичные дизели, лодки совершенствовались и могли взять к себе на борт достаточно припасов и топлива. В результате, в ходе Первой мировой войны появился новый класс подводных лодок — подводные крейсеры. Они имели большее водоизмещение и могли провести в море больше месяца. Эти лодки получили подкласс — океанские.

В будущем именно этот класс стал родоначальником атомных подводных лодок. Новый двигатель, в основе которого лежал ядерный реактор, позволял не просто увеличить автономность подводной лодки до нескольких месяцев, но и уменьшить зависимость от надводного хода.

Лодка могла провести в подводном положении больше недели, а общая автономность увеличивалась до двух месяцев. Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились, соответственно, в США в 1955 году (USS Nautilus), и в СССР в 1958 году (К-3 «Ленинский комсомол»).

Они стали лодками первого поколения.

Тогда же, в середине 50-х, в СССР и США были разработаны первые компактные баллистические ядерные ракеты специально для морского базирования. В Советском Союзе это была ракета Р11-ФМ, а в США — «Поларис». Именно они первыми поступили на вооружение подводных лодок.

Первые ракетоносцы были дизельными. Однако вопрос оснащения ракетами атомных подводных лодок с большой дальностью плавания был лишь вопросом времени, и в 1967—1974 годах в СССР построили 34 АПЛ проекта 667А «Навага», каждая с 16 баллистическими ракетами Р-27 с дальностью стрельбы 2400 км. Это были лодки второго поколения.

С тех пор количество атомных ракетоносцев у ядерных держав, противостоящих политических лагерей, только росло. На момент распада СССР Союз имел 62 подводные лодки с баллистическими ракетами. Причем по этому показателю мы превосходили США, так как у них ставка была сделана, прежде всего, на ВВС.

По концепции, ракетные подводные крейсера были оружием последнего удара, оружием возмездия. Дело в том, что в подводном положении лодка не имеет связи с берегом. Через определенные промежутки времени лодка поднимается на перископную глубину, выводит на поверхность воды антенну и проводит сеанс связи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отрегулировать клапана на ямз 236

Именно в этот момент может прозвучать приказ на пуск ядерных ракет. Понятно, что ни о никакой оперативности речи не идет. Ракетоносцы дают пуск в ходе второй ответной волны, когда две страны уже обменялись первыми ударами. По сути, это гарантия взаимного уничтожения.

А учитывая, в каком состоянии будут находиться страны после нанесения первых ударов, можно сравнить подводные ракетоносцы с мизерикордией — кинжалом милосердия. Кинжалом с тонким лезвием, способным поразить рыцаря в тонкие щели между пластинами доспехов. Им средневековые бойцы добивали поверженного противника.

Но самая леденящая деталь подводной службы — то, что пуск по запланированным целям командир атомной подводной лодки должен произвести и в том случае, если услышит в динамиках вместо команды шум помех. Это леденящее молчание эфира может означать только одно: командный центр уже поражен. Пора мстить и добить врага.

Лихие 90-е

Однако с распадом Союза поверженной оказались именно Россия. В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар — причем не вражеским флотом, а руководством страны. Первое, что постарались уничтожить наши заокеанские «друзья», — мощный ударный флот ракетоносцев.

Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Обслуживание атомной подводной лодки — удовольствие не из дешевых и требует высококлассного технического персонала. В результате, количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но в настоящий момент руководство страны снова обратило внимание на восстановление полноценной ядерной триады (наземные, морские и воздушные носители ядерных ракет). Уже сейчас ВМФ России располагает 14 подводными стратегическими ракетоносцами, 11 из которых досталось российскому флоту в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин».

«Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел, однако более совершенная лодка «Дельфин» вполне отвечает современным параметрам.

На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», поставленные на вооружение относительно недавно — в 2007 году.

Эта ракета обладает абсолютным мировым рекордом по соотношению тяги двигателя к ее массе, что позволяет летать по более выгодным траекториям и преодолевать системы ПВО. Дальность стрельбы «Синевы» составляет 11 500 км.

И вот совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 и 955 А «Борей». Сейчас их три: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». А до 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок.

Основным преимуществом лодок нового типа, помимо более совершенного оснащения, вооружения, гидроакустического и навигационного оборудования и высокой автоматизации является малошумность — один из важнейших параметров для подводных лодок.

Лодки 955-ой серии имеют в пять раз меньшую шумность, чем предшественники — лодки проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». А они, в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными, чем американские подводные лодки, и доставили немало хлопот американскому командованию.

Причиной такой малошумности «Борея» являются две конструктивные особенности. Во-первых, «Борей» — первая российская подводная лодка, движение которой осуществляется с помощью одновального водометного двигателя с высокими характеристиками, который оказался гораздо тише гребного винта. А во-вторых, на лодке использовано новейшее шумопоглощающее покрытие.

А что могут противопоставить этому потенциалу США?

Сейчас на вооружении ВМС США находятся 18 атомных подводных ракетоносцев. Это лодки типа «Огайо». Они относятся к третьему поколению, причем самой молодой из них 20, а самой старой — 35 лет. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено.

Однако в середине нулевых годов, в соответствии с международным договором, четыре такие лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк», то есть лишились стратегического ядерного потенциала. Таким образом, аналогичных «Кальмару», «Дельфину» и «Борею» у американцев только 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. Но к 2020 году ПЛАРБ у американцев будет меньше, поскольку лодки исчерпывают свой ресурс и вряд ли будут модернизироваться.

Однако у американских субмарин есть преимущество — более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16 пусковыми шахтами, а американские имеют на борту 24 шахты с ракетами  «Трайдент-2». При этом «Трайдент» имеет большую дальность чем стоящие на вооружении «Борея» ракеты «Булава». И имеет большую мощность боеголовок: 8×475 килотонн против 15×150 килотонн.

Впрочем, последнее спорно: именно наличие большого количества разделяющихся боеголовок делает «Булаву» менее уязвимой для ПВО. Кроме того, стоит заметить, что «Булава» более совершенная ракета, обладающая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Что тоже делает ее менее уязвимой.

Да и сама лодка «Борей» более современная и, следовательно, боле совершенная, чем «Огайо». Как уже писалось, она меньше шумит и почти полностью автоматизирована. К примеру, в одном из режимов «Борей» может произвести пуски без участия в этом процессе экипажа.

Стоит признать, за счет того, что ВМФ России в своем составе имеет значительную долю более старых, чем «Огайо», ракетоносцев, США пока сохраняют превосходство в этом сегменте. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, приблизительно к 2020 году, когда будут достроены все заложенные лодки 955 и 955 А серии «Борей», ситуация кардинально изменится в нашу пользу.

Битва за подводный океан продолжается.

Скачать оригинал: «Атомные подводные лодки «Борей»: возмездие из-под воды»

Источник: https://riafan.ru/532357-atomnye-podvodnye-lodki-borei-vozmezdie-iz-pod-vody

Борей атомная российская подлодка АПЛ проекта 955, технические характеристики ТТХ, глубина погружения четвертого класса подлодки, вооружение и размеры

30.04.2019

27 августа 2011 года из акватории Белого моря с борта атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий» был успешно произведен испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава».

Это был второй запуск «Булавы» с «Юрия Долгорукого» и первый запуск ракеты на ее максимальную дальность. Ракета пролетела положенные ей 9,3 тысячи километров и приземлилась (вернее, приводнилась) в заданном районе Тихого океана.

Это событие совпало с другой датой: дивизии подводных лодок Северного флота исполнилось пятьдесят лет.

На самом деле это важное, если не сказать эпохальное событие. Россия получила новое, грозное оружие.

«Юрий Долгорукий» — это подлодка, которая относится к классу подлодок стратегического назначения последнего четвертого поколения, способная нести на борту шестнадцать смертоносных ядерных ракет.

Он является первым, головным кораблем проекта 955, был заложен на верфи в Северодвинске в 1996 году и был спущен на воду в 2007. Вслед за ним уже вступили в строй однотипные «Владимир Мономах» и «Александр Невский».

Одна из важнейших и наиболее опасных для противника составляющих российской «ядерной триады» наконец-то получила долгожданное усиление. В ближайшие годы ожидается спуск на воду еще трех кораблей проекта 955: «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов».

В 2011 году озвучивались планы построить восемь подводных лодок данного типа к 2019 году, затем в СМИ появилась информация о планируемых десяти кораблях к 2020 году, но пока ее официально не подтвердили. Сегодня «Юрий Долгорукий» входит в состав Северного флота, а «Владимир Мономах» и «Александр Невский» несут свою службу на Дальнем Востоке.

По информации руководства «Севмаша», седьмая и восьмая подводная лодка проекта 995 будут заложены в 2019 году.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году.

Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения.

Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен.

Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов.

В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный.

В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки.

В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды.

Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки.

Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет.

Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов.

Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также  боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками.

«Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника.

Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2019 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

о проекте Борей

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/podvodnye-lodki/proekt-borej/

Новый «Борей»

В середине ноября в Северодвинске был спущен на воду атомный подводный ракетоносец «Князь Владимир» — четвертый корабль проекта 955 «Борей» и первый, построенный по модифицированному варианту 955А. Даже беглый осмотр позволяет заметить интересные особенности новой субмарины. Отличия «Князя Владимира» от предшественников изучил iz.ru

Задел закончился

Ключевое отличие было известно давно: «Князь Владимир» — первый «Борей», построенный без использования конструкционного задела прочных корпусов заложенных в 1990-е, но так и не построенных многоцелевых атомных подлодок проекта 971, который использовался для создания первых трех ракетоносцев этого типа. Как отметил в беседе с iz.ru источник в российском судостроении, это позволило внести ряд существенных изменений.

— Ключевое — в кормовых отсеках стало намного просторнее. Механизмы и новые системы подавления шумов занимают довольно большой объем, и на первых трех лодках это привело к, скажем так, чрезмерной плотности компоновки в кормовых отсеках. Начиная с «Князя Владимира» за счет незначительного изменения обводов корпуса эту проблему удалось решить, — сказал собеседник редакции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Фановая труба что это

Вместе с тем, сославшись на закрытость информации, он отказался подтвердить изменения в конструкции первого и второгоотсеков подлодки. По мнению некоторых специалистов, эти изменения позволили перенести из носовой оконечности в борт 533-миллиметровые торпедные аппараты, а нос лодки занять антенной гидроакустического комплекса увеличенного диаметра.

Это решение выглядит разумным — оно означает использование компоновки, реализованной на многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень».

Головной атомоход этого проекта, К-560 «Северодвинск», стал первой российской атомной субмариной с бортовым размещением торпедных аппаратов, а носовая оконечность этой лодки занята антенной большого диаметра и звукопрозрачным обтекателем.

Такая компоновка исторически используется на атомных подлодках ВМС США начиная с АПЛ типа «Трешер», строившихся с 1958 по 1967 год, по сей день. Считается, что эта компоновка улучшает возможности подлодки по обнаружению целей под водой, но вместе с тем ограничивает возможности торпедной стрельбы на больших скоростях хода (более 15 узлов).

Автор цитаты

Подтверждение или опровержение использования такой компоновки — дело будущего, однако, учитывая стремление судостроения и флота к унификации конструкций, его следует считать весьма вероятным.

Еще одно изменение — новая форма ограждения рубки субмарины. Вместо характерной для рубок первых трех «Бореев» скошенной носовой оконечности на «Князе Владимире» появился плавный переход от рубки к корпусу, весьма схожий по очертаниям с тем, что используется на атомных подлодках ВМС США типов «Сивулф» и «Вирджиния». Говорить о прямом заимствовании тут вряд ли корректно — речь идет скорее в целом об изменениях требований к подлодкам и используемых технических решений.

В целом, по словам собеседников iz.ru, «Князь Владимир» должен стать еще тише по сравнению с первыми тремя «Бореями», которые также отличаются очень хорошими показателями акустической скрытности. Кроме того, измененная конструкция рулей направления и глубины должна улучшить маневренные качества подводного ракетоносца.

Что дальше?

Помимо «Князя Владимира», который должен в ближайшее время начать швартовые испытания и в следующем году войти в состав флота, в постройке находятся еще четыре ракетоносца проекта 955А, заложенные в 2014–2016 годах.

Ввод в строй по плану должен быть завершен до конца 2020-го, но, судя по всему, сроки реализации программы сдвинутся на год-два.

Итогом ее станет формирование современной группировки стратегических подводных лодок нового поколения, которые будут оставаться в составе флота до второй половины столетия.

В настоящее время военное руководство страны решает вопрос о дальнейшем развитии морской составляющей стратегических ядерных сил с учетом предстоящего в 2020-х годах вывода из состава флота шести подлодок проекта 667БДРМ постройки 1980–1990-х годов.

Называются два варианта решения этой задачи: продолжение строительства серии «Борей» по модифицированному проекту 955Б «Борей-Б» или переход к постройке перспективных АПЛ семейства «Хаски», в рамках которого разрабатываются три проекта: стратегический ракетоносец, подлодка-носитель крылатых ракет и «подводный истребитель» с преимущественно торпедным вооружением.

Эти субмарины должны быть унифицированы по общекорабельным системам и гидроакустическому оборудованию, что облегчит и удешевит их постройку.

Пакетная модернизация

Фактически в обеих линейках строящихся сейчас атомоходов — стратегических «Бореев» и многоцелевых «Ясеней» — отечественная оборонка перешла на «пакетное» внедрение усовершенствований, не размазывая их по отдельным единицам, что раньше регулярно приводило к ситуации, когда в том или ином проекте не было двух одинаковых кораблей, даже формально принадлежащих к одной и той же серии (подсерии). Новый подход упрощает и строительство субмарин, и их эксплуатацию, хотя и повышает требования к отработке всех элементов модернизационного пакета во избежание хронических неисправностей то одной, то другой системы.

Направления модернизации в принципе известны. Некоторые системы остаются неизменными в течение десятилетий — в первую очередь это касается электромеханических систем, которые стараются без особой нужды не менять.

Автор цитаты

По имеющейся информации, в перспективе российский подводный флот должен перейти на единый тип блочной паротурбинной установки для атомных подлодок основных классов и единый же тип реактора с резко увеличенной продолжительностью кампании.

Другие системы меняются значительно быстрее — в первую очередь это относится к электронике.

За время службы современного корабля / подводной лодки, которое исчисляется десятками лет, на нем сменится несколько поколений боевой электроники, сегодня производимой в стандартизированных блоках и модулях, значительно облегчающих процесс модернизации.

Это позволяет оперативно совершенствовать корабль, обеспечивая применение новых систем вооружения, беспилотных подводных аппаратов, средств навигации и связи.

Насколько удачными оказались решения, использованные в проекте 955А, можно будет понять и по тому, как быстро «Князь Владимир» пройдет через процесс испытаний и ввода в строй. Ждать осталось не так долго.

Источник: https://iz.ru/677556/ilia-kramnik/novyi-borei

Борей

Греческая мифология

Бог северного ветра, сын Астрея и Эос, брат Зефира и Нота, отец Бореадов (Калаида и Зета).

Он любил Орифию, дочь легендарного царя Афин Эрихтея. Против ее желания он унес ее, чтобы сделать своей женой и матерью двух детей: Калаида и Зета. («Мет.», 6:692-722). Он изображается улетающим с обнаженной девушкой, которую крепко держит в своих объятиях. Могут присутствовать маленькие амуры, играющие в снежки.

Борей может превращаться в коня, от брака с эринией и гарпией у Борея лошадиное потомство.

После того, как от ветра рассеялись персидские корабли у острова Эвбеи, афиняне воздвигли в честь Борея алтарь» Они особо почитали Борея, так как его жена Орифия была афинской царевной.

Греки изображали бога северного ветра крылатым, длинноволосым и бородатым мужчиной.

Он старый, у него косматые седые волосы и крылья.

Согласно Павсанию (5, 19:1), у Борея вместо ног змеиное, туловище — таким его изобразил Рубенс («Нептун, усмиряющий волны». Дрезден, Галерея).

Эмблематика

Аквилон восточный и Борей, северные ветры, изображаются младым человеком, закрывающим лецо свое епанчою, с крыльями и половинчатыми старинными сапогами.[EMSY § 187]

Персонификация Зимы (времена года).

В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян — Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда — с растительностью, плодородием и т. д.

резкий северный ветер Борей похищает дочь афинского царя Орифию и уносит ее на свою родину — Фракию;

Борей — со змеевидными ногами.

МНМ[править]

Боре́й

греч. Boreas

В греческой мифологии бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота (Hes. Theog. 378—380). Его происхождение указывает на архаический характер божества и на его связь со стихийными силами природы. Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Место его обиталища — Фракия, где царят холод и мрак. Признаком древнейшего демонизма Б.

является его оборотничество — превращение в жеребца, породившего с кобылицами Эрихтония двенадцать быстрых, как ветер, жеребят (Ноm. Il. XX 220—229). От браков с эринией и гарпией у Б. тоже лошадиное потомство. Ряд мифов связывает Б. с царями Аттики (о похищении Б. Орифии, дочери афинского царя Эрехфея, Apollod. III 15, 2). Сыновья Б. Зет и Калаид относятся уже к поколению героев — участников похода аргонавтов (Apoll. Rhod.

I 211—223).

А. А. Тахо-Годи

Сюжет «похищение Б. Орифии» встречается в античной пластике (рельефы фронтона храма афинян в Делосе) и вазописи. В европейском искусстве Б. — олицетворение ветра («Весна» С. Боттичелли, гравюра армиллярной сферы А. Дюрера и др.); в живописи 16-17 вв. распространён сюжет «Б. похищает Орифию» (Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Ш. Лебрен, Ф. Буше и др.).

хххе́Основные значения: См. также:

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Скорость надводная 15 узлов
Скорость подводная 29 узлов
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток

Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения, создан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» и третий — «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый — «Князь Владимир», пятый — «Князь Олег», и шестой — «Генералиссимус Суворов» в процессе постройки. Седьмой — «Император Александр III» заложен 18 декабря 2015.

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году. В 2012 году 7 февраля газета «Коммерсантъ» проинформировала, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году. В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию, отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение так и не было принято.

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» проектировался для того, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ создавлась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В начале 1998 года, было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551.

Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие развала СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о заключении между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей—М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку — 39 млрд рублей.

Лодки проекта «Борей—М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением.

В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Конструкция

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как показала практика, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, эксплуатация водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б.

«Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, совмещающий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оборудованы системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера размещена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оборудованы спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус сделан, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм).

Сборка корпуса произведена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки сделана с наклоном вперед в целях улучшения обтекания.

Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, применяются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТМ-6.

Для движения применяется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оборудованы двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). (Размещены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Помимо этого, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава».

К 2013 году ситуация изменилась к лучшему — «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальное русло.

Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Изначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60%.

15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий».

10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям.

1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки.

4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно.

Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были применены секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду.

18 января 2013 года лодка выведена из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года закончились заводские испытания, 25 июля 2014 — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А.

Изначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года собран и испытан основной корпус подлодки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отрегулировать клапана на 245 двигателе

Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов—поставщиков.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.

955 (09551) 201 02.11.1996

Источник: https://wartools.ru/podvodnye-lodki/podvodnye-lodki-proekta-955-borey/

Подводная лодка

На вооружение Российского Флота в 2013 году была принята первая стратегическая АПЛ проекта «Борей». Подводная лодка, фото которой опубликовали отечественные и зарубежные средства массовой информации, называется «Юрий Долгорукий». Она на тот момент была единственной спущенной на воду за предыдущие 12 лет. К тому же это был первый аналогичный корабль крейсерского типа, построенный в новой России.

Кто такой Борей

В переводе с греческого «борей» значит «северный». Но этим географическим понятием, отвечающим отчасти оперативному региону «Юрия Долгорукого», смысл названия проекта не исчерпывается. Каждая подводная лодка проекта «Борей» олицетворяет могущество древнегреческого мифологического божества, брата Нота и Зефира, сына Астрея и Эос, грозного повелителя северного ветра.

О нем писал в «Илиаде» Гомер, он был излюбленным героем мастеров древней Эллады, изображавших его во многих произведениях искусства, дошедших и до наших времен. Могуч, крылат, бородат, длинноволос, жил он в «седьмидомном гроте» (то есть довольно скрытно) и делал, что хотел. Когда решил жениться – похитил Орифию, царскую дочку, между прочим. Этот момент позже отразили на своих полотнах многие художники.

Воображаемый образ божества Борея (он же Зефир) есть и на картине «Весна» самого Боттичелли. Такое имя атомную подводную лодку ко многому обязывает.

Подводная лодка «Борей» изначально задумывалась под конкретный тип стратегического ядерного носителя — твердотопливную ракету «Барк» (Р-39УТТХ), разрабатываемую в середине восьмидесятых как противовес американским «Першингам-2». Как позже выяснилось, судостроители справились с задачей лучше, чем ракетчики, у которых все не ладилось.

В конце концов от проекта «Барк» решили отказаться, новую субмарину следовало вооружать чем-то другим. Один из вариантов заключался в оснащении ее крылатыми ракетами, но Министерство обороны настояло на продолжении изысканий в области твердотопливных ракет, имевших, по сравнению с ранее производившимися в СССР жидкостными образцами, ряд преимуществ.

Подводный корабль тем временем продолжали строить. В стране наступали сложные времена.

Долгострой ельцинских времен

Проект был готов уже после распада СССР. Первая подводная лодка класса «Борей» была заложена в 1996 году и стала настоящим долгостроем. Через два года, когда неудача с «Барками» стала очевидной, уже готовые чертежи пришлось пересматривать.

Сооружение прочного и легкого корпусов в условиях финансового кризиса и дефицита финансирования продолжалось двенадцать лет. Только в 2008 году состоялся торжественный спуск на воду «Юрия Долгорукого», но потребовалась еще полноценная календарная пятилетка для окончания доводочных работ и передачи корабля Северному флоту РФ.

Но все эти усилия по преодолению трудностей можно считать оправданными. АПЛ «Борей» обладает уникальными мореходными качествами.

Что это за корабль?

Глубина погружения – четыреста метров (480 максимальная). Подводный ход – 29 узлов, надводный -15 узлов. Водоизмещение (полное) — 24 тыс. т. Каждый квадратный метр корпуса, выполненного из легированной сверхпрочной аустенитной стали АК-100, выдерживает 40-тонную нагрузку. Длина корабля – 170 метров. Питьевая вода добывается из-за борта опреснительными установками, оттуда же берется и кислород, необходимый для обогащения им воздуха внутри корабля.

На поверхность можно не подниматься месяцами. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия обитаемости. Атомная подводная лодка «Борей» видит и слышит все, что движется на расстоянии многих десятков миль вокруг, обладает устойчивой связью по закодированным акустическим каналам и всегда готова выполнить боевую задачу. Назначение корабля, в отличие от многих универсальных собратьев, стратегическое.

По приказу президента он должен нанести массированный ракетно-ядерный удар, мощности которого вполне довольно, чтобы целый континент превратить в безжизненную пустыню. Для этого крейсеру необходимо скрытно присутствовать в любом районе Мирового океана, на неизвестной для вероятного противника глубине с непредсказуемыми для него координатами. Немногие оборонные объекты покрыты такой пеленой таинственности, как подводная лодка «Борей».

Технические характеристики засекречены, о них известно совсем немного, да и то только благодаря главному назначению любой оборонной системы подобного уровня — устрашению возможного агрессора.

В задачи стратегического подводного ракетоносца не входит охота за транспортами или боевыми соединениями враждебных флотов. Он обеспечивает исключительно ядерное сдерживание угрозой неминуемого ответного удара в случае нападения.

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» — у «Ак Барса».

В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин.

На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса — вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Реактор и силовая установка

Сердце подлодки – 190-мегаваттный парогенератор ОК-650В. Главными источниками шумов, демаскирующих любую атомную субмарину, являются насосы, качающие теплоноситель, и ТГЗА (турбо-газово-зубчатый агрегат). В конструкции АПЛ «Борей» эти узлы остались теми же, что применялись на лодках предыдущих серий (в том числе и проекта «Ясень»).

Но это вовсе не значит, что уровень шумов остался прежним — его снизили за счет разных технических хитростей. Движитель стал водометным, что существенно уменьшило децибелы, все оборудование получило особые амортизаторы. Есть предположение, что в условиях, требующих особой скрытности, происходит отсоединение ГТЗА от гребного вала, и лодку движет специальный малошумный двигатель.

По крайней мере, именно так решен вопрос скрытности «Ясеня».

Четвертое поколение

Подводная лодка «Борей» — корабль четвертого поколения. Целью ее создания стала замена субмарин, произведенных в советское время, самые современные из которых стоят на боевом дежурстве вот уже четверть века и вооружены жидкостными ракетами типа «Синева». Преемственность конструкций в данном случае вполне оправдана: подводные крейсеры обходятся очень дорого и имеют длительный срок эксплуатации, а вытеснение их новыми образцами происходит постепенно.

Стратегические океанские носители ядерных ракет американского флота имеют примерно тот же возраст, что и российские, тем более что в последнее время в США уделялось преимущественное внимание созданию многоцелевых субмарин в ущерб решению задач глобального сдерживания. Темпы строительства российских подлодок за последние годы существенно выросли, хотя до советских норм еще не дотягивают.

Так, второй корабль (как и третий) проекта 955 удалось поставить на вооружение всего через шесть лет после закладки.

Акустическая станция

Вся носовая часть АПЛ «Борей» занята высокочувствительной сферической антенной гидроакустического комплекса МГК-600Б «Иртыш-Амфора».

Каким бы мощным ни было вооружение подводного исполина, оно оказалось бы бесполезным без возможности объективно оценивать окружающую надводную и подводную обстановку.

Помимо обычных задач, состоящих в шумопеленговании, распознавании целей и связи, бортовой ГАК может измерять толщину льда, обнаруживать торпеды и мины, находить полыньи в северных широтах и предоставлять командованию корабля много другой полезной информации, бесценной в боевой обстановке.

Ракетные установки

Подводная лодка «Борей» имеет характерный силуэт с выступающим за рубкой наплывом. Там находятся пусковые установки ракет, являющихся главным оружием подводного крейсера специального назначения.

До того момента, когда были обнародованы данные о стратегических возможностях нового корабля, военные эксперты считали, что их двадцать. На самом деле это не так: пусковых установок шестнадцать, в каждой из них – ракета «Булава».

Система сверхточной стабилизации глубины обеспечивает надежный старт из любой точки боевого курса.

Так что же с «Булавой»?

Подводная лодка «Борей» создавалась для того, чтобы стать носителем новых ракет «Булава». С января 2013 года корабль входит в состав Северного Флота, но до сих пор неизвестно, насколько эффективным может быть нанесенный им удар. Переход на новый тип боеприпасов оказался сложнее, чем ранее предполагалось. Собственно, достоинства твердотопливных ракет следующие:

— безопасное хранение и практически полное исключение возможности случайного запуска;

— относительно низкая стоимость;

— простота запуска;

— меньшая уязвимость для систем противоракетной обороны.

Вместе с тем твердотопливные ракеты имеют меньший радиус боевого применения, чем — при той же массе — аналогичные жидкостные. Кроме этого, технология их производства характеризуется множеством тонкостей.

В 2013 году с борта «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы Р-30», окончившийся неудачей. Снаряд упал через две минуты после старта. До этого инцидента испытания проходили успешно.

После устранения неполадок следующие пуски также обошлись без сбоев. Условия секретности не позволяют делать однозначных выводов о боеспособности АПЛ «Борей». ТТХ ракеты «Булава» известны только в общих чертах, они составляют государственную тайну.

Работы по их совершенствованию и повышению надежности продолжаются.

Другие лодки проекта 955

Каждая следующая спускаемая на воду подводная лодка типа «Борей» отличается от предыдущей все большим совершенством. Головной корабль «Юрий Долгорукий» с начала 2013 года приписан к базе ВМФ Гаджиево (СФ).

«Александр Невский» — следующий подводный крейсер — с конца того же года служит на Тихоокеанском Флоте в Вилючинске, в составе 25-й дивизии. Еще через год, в декабре 2014-го, на эту же базу прибыла третья единица серии, АПЛ «Владимир Мономах». Все три лодки пока не ведут боевых дежурств в оперативных районах.

Трудно судить о том, насколько причиной этого является неполная техническая готовность. Нормальная практика всех флотов мира состоит в тщательной отработке навыков экипажей и достижения идеального владения материальной частью кораблей перед выходом на оперативный простор.

Команда состоит из 55 высокопрофессиональных офицеров и 52 матросов, требования к выучке которых также очень высоки. От того, насколько слаженными будут их действия, зависит не только успех дальнего похода, но и сама жизнь моряков.

Следующие «Бореи»

В 2009 году на «Севмаше» заложен четвертый корабль проекта 955, получивший имя Святителя Николая. В настоящее время внутри готового корпуса ведется монтаж оборудования и электрических машин. Эта версия подводного ракетоносца имеет индекс 955-У.

В 2014 году началось строительство еще двух единиц — «Суворова» и «Князя Олега» (версия 955-А). Работы находятся на этапе сборки прочных корпусов.

На 2015 год планируется закладка еще двух АПЛ класса «Борей».

Ограничится ли Российский ВМФ восьмью субмаринами четвертого поколения, пока точно неизвестно. Возможно, к 2020 году их количество достигнет десяти. Со временем они сменят на боевом дежурстве «Кальмары» и «Дельфины» проекта 667, которые уже отслужат свой век.

Источник: https://FB.ru/article/172587/podvodnaya-lodka-borey-opisanie-i-tehnicheskie-harakteristiki-atomnyie-podvodnyie-lodki-borey

Основа триады: какими возможностями обладают новейшие российские подлодки проекта «Борей»

Минобороны России в День подводника, 19 марта, опубликовало видеокадры испытаний новейшей подлодки проекта 955 «Борей». Эти малошумные атомные ракетоносцы придут на смену субмаринам предыдущего поколения.

Они могут находиться в автономном режиме 90 дней и нести на себе до 16 межконтинентальных ракет «Булава». Подлодки «Борей» станут основой морской части ядерной триады России, а новые ракеты на твёрдом топливе позволят обеспечить проникновение через системы ПРО вероятного противника.

Эксперты считают, что крейсеры «Борей» отвечают всем современным стратегическим запросам.

19 марта, в День моряка-подводника, Министерство обороны России опубликовало видеокадры испытаний атомного стратегического ракетоносца проекта 955 «Борей». На каждой из этих подводных лодок данной серии можно разместить по 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава».

На сегодня боевое дежурство несут три субмарины проекта 955: «Юрий Долгорукий» — на Северном флоте, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — на Тихоокеанском флоте.

Ещё четыре подводных ракетоносца поступят в состав Военно-морских сил в ближайшие годы. В 2019 году на боевое дежурство выйдут подлодки «Князь Владимир» и «Князь Олег». Ещё два крейсера флот получит в 2020 году— субмарины «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III».

Все крейсеры проекта 955 были спроектированы Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

О строительстве лодок класса «Борей» в своём поздравительном обращении упомянул главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв.

«Подводные силы ВМФ находятся в активной фазе развития. Развёрнуто серийное строительство неатомных подводных лодок проектов 636.3 и 677, а также атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». Эти лодки составят основу подводных сил и отвечают самым современным требованиям к таким качествам, как скрытность, манёвренность и вооружённость», — приводит обращение Королёва газета «Красная звезда».

Основа триады

Согласно плану Минобороны, подводные лодки класса «Борей» составят основу морской части ядерной триады России и заменят собой ракетоносцы предыдущего, третьего поколения — 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», отметил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»
  • Министерство обороны РФ

«Лодки проекта «Борей» в перспективе заменят собой субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин», которые составляют основу нашей ядерной триады. Они будут нести службу на протяжении следующих десятилетий», — отметил Мураховский.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт

Подводное водоизмещение субмарины «Борей» составляет 24 тыс. т, длина — 170 м, а ширина — 13,5 м. Ракетоносец может развивать скорость до 29 узлов, погружаться на глубину до 400 м и находиться в автономном плавании до 90 суток.

Одной из главных особенностей подлодок класса «Борей» является малошумность — конструкторам удалось повлиять на этот показатель, использовав специальные звукопоглощающие материалы для облицовки корпуса и гребных винтов. Кроме того, «Борей» может двигаться с помощью специальных водомётных установок, которые также снижают шумы.

Кроме шумовых характеристик, российские подлодки превосходят американские корабли схожего класса по комфортности проживания экипажа, добавил военный эксперт Юрий Кнутов.

«Учитывая, что на боевом дежурстве лодка может находиться очень долго, это крайне важно, так как помогает снизить психологический дискомфорт и повысить эффективность работы экипажа», — рассказал эксперт в беседе с RT.

Твердотопливный прорыв

Подводный крейсер проекта «Борей» является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава» на твёрдом топливе, напомнил Виктор Мураховский, в то время как лодки проекта 667 несли жидкотопливные ракеты.

«Твердотопливные ракеты позволяют существенно сократить время подготовки к запуску, тем самым снизить возможность обнаружения средствами контроля за пусками и предупреждения о ракетном нападении. Всё это существенно затрудняет работу средств ПРО», — рассказал эксперт.

Кроме того, ракеты «Булава» можно запускать прямо из-под толщи полярных льдов, тогда как для пуска ракет на жидком топливе подлодкам проекта 667 «Кальмар» и «Дельфин» приходилось проламывать лёд. Ещё одно достоинство «Булавы» — возможность так называемого сухого старта. Эта особенность позволяет не заполнять пусковую шахту водой перед пуском, что существенно снижает вероятность обнаружения «Борея».

  • Пуск из подводного положения баллистической ракеты морского базирования «Булава-30»
  • Министерство обороны РФ

Использование твердотопливных ракет является принципиальным отличием «Борея» от подводных ракетоносцев прошлых поколений, отметил Юрий Кнутов.

«Традиционно в СССР все подобные ракеты были на жидком топливе. За счёт этого обеспечивалась лучшая энергетика и более высокая дальность полёта. Однако это существенно усложняло запуск и хранение ракет, возникало много технических сложностей. В случае с «Булавой» мы впервые пошли по пути твердотопливных баллистических ракет», — пояснил эксперт.

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение (точность) — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Одна подлодка класса «Борей» может нести в шахтах 16 единиц межконтинентальных баллистических ракет Р-30.

Ракеты «Булава», которыми оснащены подлодки «Борей», будут совершенствоваться и дальше, рассказал Юрий Кнутов.

«Будут увеличиваться дальность полёта, точность попадания, и в перспективе возможна установка гиперзвуковых блоков, что обеспечит стопроцентный прорыв противоракетной обороны вероятного противника и поражение целей с высочайшей точностью. Наш флот становится силой, которую не сможет сдержать противник», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/613091-podlodka-borei-ispytaniya-bulava-harakteristiki

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спецтехника