Что такое локализация производства

Локализация как она есть

что такое локализация производства

В последние годы Правительство РФ проводит стратегический курс, направленный на поддержку отечественной автоиндустрии и сборочных производств международных концернов.

Сегодня государство делает многое, чтобы мировые автоконцерны приходили на российский рынок, вплоть до дополнительных налоговых льгот при условии углубления локализации производства и отмены ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты для «отверточных» площадок.

Считается, что в перспективе импортные комплектующие будут заменены на отечественные, то есть произойдет полномасштабная локализация.

ВРЕМЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Все больше автопроизводителей обращают внимание на российский рынок, рост объема которого особенно заметен на фоне понизившегося спроса на автомобили в Европе. Вслед за ними тянутся иностранные производители автокомплектующих и расходных материалов.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов недавно заявил, что инвестиции в производство и выпуск автокомплектующих на российском рынке к 2020 году, по предварительным оценкам, составят около 5 млрд долларов. По его словам, Минпромторг ожидает инвестиций в двигательные предприятия, компании по производству коробок передач и по механообработке, в интерьер и штамповочное производство.

Производительность российских автозаводов, по мнению чиновника, к 2020 году может составить 3 млн автомобилей против 1,7 млн по итогам минувшего года.

Сейчас подписано около 300 меморандумов о промсборке автокомпонентов, 50 из них подготовлено за последние полтора года.

Меморандум является первым шагом к заключению соглашения о промсборке комплектующих, которое дает компании право воспользоваться импортными льготами. Срок подготовки и заключения соглашений продлится до конца 2013 года, но многие компании уже приняли решение. В целом на текущий момент в программе участвуют 170 компаний.

Так, в этом году итальянский автоконцерн Fiat выбрал наконец площадку для своего локализационного проекта в России — в Санкт-Петербурге. Проект обойдется в 32 млрд рублей, а мощность нового завода Fiat составит 120 тыс. автомобилей в год, в первое время тут планируется собирать машины Jeep. Запуск петербургского предприятия увеличит объемы производства компании, которые по итогам 2011 года составляют 1,6 млн легковых автомобилей, на 7,4 %.

Новый завод Fiat станет уже шестым крупным автосборочным производством под Петербургом. Сейчас в городе и Ленинградской области производят легковые автомобили заводы компаний General Motors, Hyundai, Nissan, Toyota и Ford.

Большинство автопроизводителей оценивают российский рынок как весьма перспективный и планируют уже в текущем году увеличить продажи. Например, по данным аналитического агентства «Автостат», на заводе General Motors в Петербурге в 2011 году было собрано 60 тыс. автомобилей.

В 2012-м планируется увеличить выпуск до 230 тыс. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», за 2011 год петербургские автомобильные заводы Hyundai, General Motors, Nissan и Toyota выпустили более 200 тыс. легковых автомобилей, что почти в четыре раза больше, чем в 2010 году.

Теперь доля автопрома Санкт-Петербурга составляет 14 %.

ОТ ИЛЛЮЗИЙ К РОССИЙСКИМ РЕАЛИЯМ

В ближайшие три года российское производство автомобилей будет расти на 10,5 % в год, тогда как в 2010―2012 годах подъем составлял в среднем 52 % в год. Такой прогноз на X Металлургическом саммите представило руководство Магнитогорского металлургического комбината. При этом основными драйверами роста будут иностранные автопроизводители, организовавшие производство на территории России. Ведь в течение четырех лет по условиям промсборки им придется довести локализацию производства до 60 %.

Однако это станет возможным только в том случае, если страна сможет обеспечить «импортный» автопром комплектующими. Между тем в России на данный момент нет достаточного количества производственных мощностей, в то время как все мировые автоконцерны, которые построили заводы в России, имеют массовое производство. А отечественные производители комплектующих фактически не устраивают зарубежные компании по ряду параметров.

Большинство российских производителей автокомпонентов оказались не вполне готовы к соблюдению требований международных стандартов. Располагая слабой производственно-технологической базой, морально и технически устаревшим оборудованием и технологиями, они не в состоянии обеспечить выпуск необходимого ассортимента комплектующих соответствующего качества по приемлемой цене.

По словам генерального директора завода Nissan в Санкт-Петербурге Дмитрия Михайлова, основные ожидания мировых концернов от потенциальных российских поставщиков связаны с хорошей инженерной подготовкой и богатым профессиональным опытом, благодаря которым предприятия могли бы не только производить, но и разрабатывать детали.

Также необходимо отслеживать, какие новинки появляются на мировом рынке с точки зрения материалов, уметь закупать их по максимально конкурентной цене.

«Закупочная деятельность весьма непроста, поскольку материалы производятся в разных странах, и нужно обладать широкими знаниями о том, какие компании в мире занимаются производством тех или иных материалов и каким образом получить желаемое по наиболее привлекательной цене», — подчеркивает он.

Любой управленец должен применять западные технологии менеджмента, эффективность которых проверена и доказана на практике многими зарубежными компаниями.

По мнению Дмитрия Михайлова, знание иностранного языка играет не последнюю роль, так как необходимо уметь проводить переговоры и свободно общаться с представителями зарубежных компаний, чтобы достигать соответствующих договоренностей. Это касается не только высшего менеджмента компании, но и большого количества сотрудников среднего звена и инженерного состава. Таким образом, они смогут обсуждать мельчайшие детали специфики производства и поставляемой продукции.

«Кроме того, когда мы приходим в регион, то знаем о крупных международных гигантах, но не знаем о существовании российских компаний, многие из которых сумели достичь высокого уровня в своем деле и сотрудничают с западными организациями по производству.

Проблема заключается в том, чтобы такие компании найти — ведь не существует единой базы данных или форума для общения, где можно было бы получить сведения о потенциальных поставщиках, — объясняет Дмитрий Михайлов. — Мы занимаемся самостоятельным поиском и просто общаемся с бизнесменами в нашем регионе.

Те из них, кто заинтересован в новых направлениях развития бизнеса, видят, что есть пять автомобильных заводов в Санкт-Петербурге, включая Ленинградскую область, но они не всегда понимают, как предложить свои услуги».

АЛЬЯНСЫ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Вот почему сегодня в России львиная доля компонентов, как и материалов для их производства, поставляемых для сборочных предприятий мировых автоконцернов, — импортные.

Поскольку работа автоконцернов зависит от поставок комплектующих, каждая компания на глобальном рынке сотрудничает с определенной группой поставщиков, которых она придерживается и при работе на российском рынке.

И создать в России производство компонентов на уровне, необходимом для локализации промышленной сборки зарубежных концернов, невозможно без прихода на рынок глобальных компаний-поставщиков.

«Одним из путей ускорения поставок локальных комплектующих является создание совместных предприятий между российскими производителями и иностранными поставщиками иностранных концернов, которые работают с автомобильными компаниями во многих странах мира, — говорит Дмитрий Михайлов. — При этом на базе российского поставщика создается технологическая база для производства, а международная компания передает ноу-хау и контролирует процесс технологически, обеспечивая необходимый уровень качества. Примеров такого рода сотрудничества уже достаточно».

В этом случае легче решаются вопросы, связанные с документацией, сертификацией продукции, а также проблемы технологического обеспечения. Свое сотрудничество с Россией мировые производители компонентов начинают, как правило, с выпуска простых изделий (бамперов, элементов декора, обшивки и т. д.). Производство доверяют далеко не всем. Завод и его менеджмент должны соответствовать европейским стандартам, а продукция — пройти аудит качества.

«Многие японские компании готовы рассмотреть вариант, согласно которому российский поставщик, имеющий соответствующую базу, но при этом работающий несколько в другой области, берет на себя финансирование и переориентируется на выпуск автомобильных компонентов, — добавляет специалист. — В таком случае исчезает необходимость в больших инвестициях, потому что обычно база уже есть, и даже при небольших объемах производства совместные предприятия могут значительно ускорить процесс локализации».

Промышленная сборка автомашин в России — непростая тема. Но в конечном счете для нас этот процесс позитивный. Постепенно в страну приходят новые технологии, отечественные компании привыкают работать по международным стандартам. Да и иностранцы постепенно учатся взаимодействовать с местными поставщиками.

Российский рынок автокомпонентов обладает большим потенциалом роста. И отечественные компании в сотрудничестве с глобальными лидерами могут занять на нем свою нишу. Кроме того, государство, в частности региональные власти (хороший пример — правительство Ленинградской области), содействует этому, создавая технопарки и обеспечивая льготы.

Эксперты и участники рынка уверены, что по мере развития экономики локальное производство автомобилей, а также комплектующих для них в России будет расти. Государственная поддержка продолжит играть важную роль в индустрии.

Она будет необходима как для привлечения иностранных инвесторов, способных вкладываться не только в собственные производства, но и формировать совместные предприятия с отечественными компаниями, так и для локализации производства автомобилей и применения конкурентоспособных, эффективных, экологически безопасных технологий и ноу-хау.

Источник: https://dvizhok.su/business/lokalizacziya-kak-ona-est

Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией

что такое локализация производства

21 августа 2015 года

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики.

Однако в 2005 году российское правительство ввело режим промышленной сборки, в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие.

Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.

В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре — консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит канализационный люк

С русским «сердцем»

По данным Минпромторга на 2014 год, средний уровень локализации иномарок в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия — панели приборов, бамперы.

Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику.

Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», — констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России Volkswagen и Ford.

По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.

Об иномарках — в деталях

Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанного совместно консорциумом соглашения о промсборке. Больше всего отечественных комплектующих получили Renault Logan, Sandero и Duster, причем высокая степень локализации достигается, прежде всего, за счет широкой номенклатуры штампованных элементов кузова.

Уже с момента открытия производства Hyundai обеспечил локализацию Solaris и Kia Rio в 46%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей. На российских заводах Volkswagen, Ford и Nissan этот показатель составляет 40–45%.

Седаны Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan «обрусели» лишь на 35%, Toyota Camry — на 30%, а вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport — и вовсе на 20%.

Как отмечают в PwC, автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене.

«В условиях продолжающейся девальвации рубля локализация автокомпонентов является одним из немногих инструментов для производителей иномарок по сдерживанию роста себестоимости автомобиля и, как следствие, цены на конечный продукт, — комментирует Александр Кардаш. — Однако на дальнейшие планы по локализации производства иномарок будут влиять ожидания по динамике автомобильного рынка в России.

Если в среднесрочной перспективе авторынок продолжит сокращаться, многие производители могут пересмотреть свои планы (в том числе с точки зрения объемов производства и сроков локализации автокомпонентов) или вообще отказаться от дальнейшей локализации производства».

Все глубже и глубже

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/806712-napolovinu-russkie-kak-inomarki-spasayutsya-lokalizaciej/

Локализация производства — это Определение понятия, план, степени и уровни — Новости для умных

что такое локализация производства

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Понятие локализации

В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса.

В этом контексте можно говорить, что локализация производства — это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей.

Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

Участники процесса локализации

Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором – о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства – это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции.

Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

Наиболее перспективные направления локализации

Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии.

Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации.

Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

Разработка проекта локализации предприятия

На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

  • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
  • Строительство и оборудование производственного объекта.
  • Юридическое оформление деятельности.
  • Создание системы менеджмента.
  • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

Критерии локализации производства

На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

  • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
  • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
  • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
  • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

План мероприятий по локализации производства

После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

  • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
  • Моделирование стратегии организации производства.
  • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
  • Оснащение площадки для производства.
  • Подготовка персонала.
  • Организация сборочного производства.
  • Подготовка технической документации.
  • Сертификация продукции.
  • Оптимизация производства.

В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками – полностью изготавливать на собственных мощностях.

Степени локализации

Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера.

Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов.

В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

Уровни локализации

В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде.

Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства – это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества.

Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

Коэффициенты уровней локализации

К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

  • Коэффициент себестоимости продукции.
  • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
  • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
  • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий.

Кроме того, локализация производства – это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое якорь в электродвигателе

К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Особенности локализации в России

Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом.

Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области.

Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

Преференции при локализации

Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

  • Понижение ставок по страховым взносам.
  • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
  • Техническая поддержка в процессах модернизации.
  • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
  • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства.

Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства.

Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

Локализация производства — это Определение понятия, план, степени и уровни — полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Источник: https://news4smart.ru/lokalizaciia-proizvodstva-eto-opredelenie-poniatiia-plan-stepeni-i-yrovni/

Локализация производства — это Определение понятия, план, степени и уровни

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Современные проблемы локализации

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий.

Кроме того, локализация производства – это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов.

К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Заключение

Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства.

Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства.

Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

Источник: https://FB.ru/article/429671/lokalizatsiya-proizvodstva---eto-opredelenie-ponyatiya-plan-stepeni-i-urovni

Что такое локализация производства и почему вокруг неё столько шума?

При производстве любого товара важный показатель – это степень его локализации, то есть доля местных деталей и трудовых затрат в его выпуске. В Казахстане этот термин стало популярным употреблять именно в машиностроении, где, по ошибочному мнению, действует только «отвёрточная» сборка.

Но действительно ли вся собранная в Казахстане техника – это прикрученные к корпусу колёса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться именно с вопросом локализации. Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают об этом на примере сборки сельскохозяйственной техники.

Что такое локализация и зачем она нужна?

Локализация – это размещение производств частей какого-то товара в той же стране, где он выпускается в готовом виде. О ней часто говорят, например, в автомобилестроении. Там под локализацией понимают выпуск каких-то частей автомобиля – деталей двигателя или корпуса – в том же государстве, где находится и сборочное производство.

: Почему Казахстану выгодны равные субсидии на сельхозтехнику?

Интерес в развитии местного содержания имеют сразу несколько сторон: и государство, и сам бизнес-производитель, и конечный покупатель. Рассмотрим процесс локализации на примере компании «АгромашХолдинг KZ» – крупного казахстанского производителя сельскохозяйственной техники.

«Локализация – длительный и трудоёмкий процесс. Тем не менее наша компания постоянно над этим работает: мы ежегодно увеличиваем долю местного содержания и совершенствуем производимую продукцию», – отмечает вице-президент компании Динара Шукижанова.

В соответствии с соглашением о промышленной сборке, которое подписывают заводы-производители стран ТС, в частности и казахстанские заводы, локализационные процессы жёстко регламентированы. Т.е. каждый год предприятие обязано увеличивать локализацию путём использования местных компонентов и внедрения новых технологических операций.

Первые два года в рамках соглашения – переходный процесс, и, как может показаться людям не совсем «в теме», дающий право предприятиям осуществлять только сборочный процесс. Это миф, т.к. в данный период предприятие готовит себя к серьёзным шагам в локализации на всех фронтах деятельности.

Во-первых, идёт достаточно трудоёмкий и долгий процесс согласования с брендодержателем, поставщиками, конструкторским управлением завода о постановке той или иной запчасти в тот самый локализационный процесс. Во-вторых, готовится само производство.

А самое главное, к новым технологиям производства готовятся кадры, проходящие обучающий процесс.

«По сути, эти два года даются каждому предприятию не только в Казахстане, но и во всём Таможенном союзе, чтобы подготовить себя, так как невозможно сразу взять и начать варить, красить, а уж тем более производить компоненты. На такое не пойдёт ни один брендодержатель в мире, борющийся за качество и репутацию своей техники», – говорит Динара Шукижанова.

Начиная с третьего года наступают обязанности по поэтапному внедрению компонентной базы и сложных технологических операций. К примеру, на пятый-шестой годы производства нужно наладить сборку двигателя (ранее он устанавливался готовым), а также изготовление деталей корпуса. С седьмого года уже требуется наладить выпуск кабины. Таким образом, к этому времени локализация техники достигает 50%.

Государство предоставляет предприятию ряд преференций, например, освобождение выпускаемой продукции от НДС и таможенных пошлин (в рамках Таможенного союза товары поступают без пошлин), но взамен выставляет строгие встречные требования по повышению локализации. Они закреплены в соглашении о промышленной сборке, где по каждому виду сельхозтехники прописаны конкретные сроки и технологические процессы, которые нужно освоить.

Невыполнение какого-либо из пунктов соглашения несёт в себе серьёзные последствия для производителя, т.к. в таком случае завод обязан вернуть все выданные ранее преференции в полном объёме.

«Мы не получаем никаких прямых субсидий от государства – субсидируется только конечный покупатель сельскохозяйственной техники. Мы же имеем льготы в рамках соглашения о промышленной сборке, по которому есть серьёзные встречные обязательства, в случае неисполнения которых мы обязаны вернуть все полученные ранее преференции», – говорит Динара Шукижанова.

В чём выгода локализации?

Выгод несколько. У компании-производителя благодаря размещению производства каких-то деталей на территории места сборки возникает экономия. В первую очередь, снижаются транспортные издержки: перевозить грузы внутри страны дешевле, чем ввозить их из-за рубежа. Такая экономия в итоге сказывается на цене конечного продукта в сторону её снижения, а это повышает конкурентоспособность товара на рынке.

Что касается покупателей, то у них первое – доступ к более дешёвой продукции. Кроме того, в случае с сельхозтехникой важную роль играет её обслуживание, в частности, сервис и доставка необходимых запчастей. В условиях, когда у комбайнов производителя «Агромашхолдинг KZ» уровень локализации достигает 60%, большинство комплектующих всегда доступно.

Следующая группа преимуществ локализации касается уже государства и населения. По словам директора по организационному развитию «Агромашхолдинг KZ» Сергея Могилатова, в первую очередь, это создание новых рабочих мест в промышленности.

«Если я живу в том же Костанае, то как житель города я сразу же воспринимаю местное производство как вариант для трудоустройства. Рабочие места создаются не где-то за рубежом, а в рамках Казахстана, и это большой плюс», – отмечает Сергей Могилатов.

Для государства плюсы ещё более очевидны. Первый – это повышение социальной стабильности благодаря созданию новых рабочих мест. Ещё один момент – налоговые выплаты от компаний, которые займутся выпуском новых деталей. Третье – это развитие человеческого капитала. Освоение производства новых видов продукции позволяет накапливать у казахстанских специалистов нужный опыт и повышать собственную экспертизу для реализации новых проектов в будущем.

Но всё ли так просто?

Из приведённого выше может создаться впечатление, что полная локализация всех товаров в Казахстане – это лишь вопрос времени. Но это не совсем так. Зачастую размещать в одной стране производство всех деталей какой-то техники не имеет смысла с экономической точки зрения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что может ручной фрезер по дереву

Так обстоит дело, к примеру, со стеклом или бортовыми компьютерами. В целом один комбайн состоит из более трёх тысяч компонентов, и осваивать их все в Казахстане не имеет смысла. «Какие-то предприятия уже имеют компетенции, производят ту или иную деталь для большого количества потребителей. Поэтому проще обратиться к этому производителю, разместить свой заказ и получить в срок на конвейер», – рассказывает Сергей Могилатов.

Однако крупные узлы, уверен он, осваивать в машиностроении нужно, тем более что такие требования уже предъявляет государство.

«Если мы говорим о зерноуборочном комбайне или тракторе, там есть кабина – это достаточно серьёзный в плане производства узел, на это требуются значительные инвестиции. Поэтому локализация занимает довольно длительное время, но у нас стоят сроки – семь лет», – подчёркивает собеседник Informburo.kz.

Что делает «Агромашхолдинг»?

«Агромашхолдинг KZ», как уже отмечалось выше, – это крупный казахстанский производитель сельскохозяйственной техники. За 2018-й и первые десять месяцев 2019 года предприятие выпустило 581 комбайн четырёх моделей своего бренда «Есиль» и 150 тракторов марки Lovol. Вся продукция пошла на внутренний рынок.

Сейчас доля местного содержания в продукции компании достигает 60% по готовым комбайнам и до 90% по некоторым узлам. Значительную часть заказов деталей компания закупает у других отечественных производителей.

«Кооперация с такими компаниями, как «ДонМар» и «Кайнар», показывает заинтересованность «Агромашхолдинг KZ» к сотрудничеству с отечественными производителями. На текущий момент компания согласовывает дополнительные компоненты, которые могут быть использованы в производстве», – рассказали Informburo.kz в пресс-службе производителя.

Сергей Могилатов, представитель компании, напоминает, что предприятие находится на территории бывшего дизельного завода. Поэтому там уже была база для металлообработки. Это внесло значительный вклад в локализацию производства.

«Все процессы по металлоподготовке проходят у нас. Сейчас мы изготавливаем подмоторную раму, наклонные камеры, поручни, измельчители и другие простые детали. Для жатки (агрегат комбайна для сбора зерна) мы закупаем только шины – их в Казахстане не производят. Остальное почти всё делаем сами», – говорит Сергей Могилатов.

По его словам, «Агромашхолдинг KZ» также работает с белорусскими тракторами, на которых исторически привыкли работать казахстанские фермеры. Поэтому любой контакт с зарубежными производителями сельхозтехники даёт возможность увеличить свои компетенции и получить опыт, который в дальнейшем можно применить у себя на предприятии.

Как раз в этом направлении сейчас работает компания: развивается промышленная кооперация с Петербургским тракторным заводом, который выпускает трактора «Кировец», и «Гомсельмашем» – крупным производителем сельхозтехники Беларуси. Благодаря этому «Агромашходинг KZ» сможет одновременно стать площадкой для производства новой техники для казахстанского рынка, а также производить детали для конвейеров иностранных промгигантов, используя их и для собственных нужд.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/special/chto-takoe-lokalizaciya-proizvodstva-i-pochemu-vokrug-neyo-stolko-shuma.html

Уровень локализации производства это

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают, как локализация в машиностроении помогает развитию всей экономики

При производстве любого товара важный показатель – это степень его локализации, то есть доля местных деталей и трудовых затрат в его выпуске. В Казахстане этот термин стало популярным употреблять именно в машиностроении, где, по ошибочному мнению, действует только «отвёрточная» сборка.

Но действительно ли вся собранная в Казахстане техника – это прикрученные к корпусу колёса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться именно с вопросом локализации. Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают об этом на примере сборки сельскохозяйственной техники.

Локализация промышленного производства иностранных компаний в России

Анастасия Найда

Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Импортозамещение, локализация и развитие инвестиций — пожалуй, самые часто употребляемые слова в российском бизнес-сообществе с середины 2014 года, когда против России ввели экономические санкции за признание итогов референдума в Республике Крым, поддержку провозглашения ее независимости и принятие ее в состав Российской Федерации.

Меры и контрмеры, принятые в связи с украинским кризисом, в целом благоприятно сказались на состоянии российского собственного промышленного производства: многие эксперты отмечают подъем в легкой промышленности, сельскохозяйственном комплексе, развитии технологий.

Кроме технологического развития российских предприятий, определенные сложности, связанные с политической ситуацией, в которых оказалась Россия, позволили дать толчок и развитию внутреннего законодательства, внесению важных, своевременных и где-то даже действующих на опережение поправок в федеральное законодательство и другие нормативные акты, укрепили внутренний товарный рынок, выявили новых возможных внешнеторговых партнёров и новые возможности внутреннего рынка.

Государственная поддержка в части создания благоприятных условий для деятельности (снижение налоговых ставок, таможенных пошлин и т. п.) стимулирует приход на российский рынок многих международных компаний не только в качестве поставщика, но и производителя. Во многом это достигается с помощью такого явления, как локализация бизнеса (производства).

Локализация в целом — это адаптация. Локализация производства — это адаптация заранее известного продукта или бизнес-решения к законодательству страны присутствия, с одной стороны, а с другой — адаптация самого законодательства.

Возникает необходимость гибкой политики в области инвестирования, создания и законодательного закрепления новых востребованных форм правового взаимодействия.

Вместе с новым производством приходит новая корпоративная культура, стандарты качества, ассортимент продукта, что в свою очередь развивает и стимулирует российских производителей повышать собственную конкурентоспособность.

Контрактное и собственное производство

Локализация способом контрактного производства — это некое рассредоточение мощностей предприятия по точкам без собственного производства, когда основная компания не имеет площадей для собственного производства либо больше представляет собою бренд, имя, идею и занимается продвижением своего товара, работы или услуги, повышением привлекательности продукта, а фактическое производство осуществляется другими компаниями по контракту (то есть на заказ).

Контрактное производство может существовать в пределах одной страны или масштабироваться в границах мира (экстерриториальная локализация).

Перенос производства иностранного продукта, импортируемого на российский рынок, в Россию (локализация по территориальному признаку) или организация таким способом локализации своей деятельности отечественными компаниями удобны, к примеру, тем, что российские производители, как правило, готовы вы — пускать любой объем продукции под заказчика, тогда как Китай, например, работает на несопоставимо больший объем одной партии товара. И хотя в России много разного рода высококвалифицированных и уникальных специалистов, однако для самостоятельного развития либо не хватает инновационных разработок, либо высокотехнологичного оборудования, и в этом смысле форма контрактного производства, как правило, выгодна обеим сторонам контракта. При локализации возникает дополнительная экономия времени и денег в связи с отсутствием необходимости прохождения таможенных процедур, а также оптимизацией издержек на ФОТ, производственные площадки и помещения ввиду возможности наиболее выгодного расположения производства в маленьких городах.

Это позволяет, с одной стороны, компании-заказчику экономить на содержании производственных мощностей, содержании штата рабочих и т. д., что неизбежно утяжеляет собственное производство. А это, в свою очередь, дает возможность напрямую уменьшить долю прямых затрат при формировании стоимости продукта для конечного потребителя.

Глубина локализации может быть разной: от разработки нового дизайна продукта, отдельно фасовки и доставки до конечного потребителя до полного цикла производства с оформлением всех необходимых документов, разрешений, лицензий.

Но, с другой стороны, у такого способа локализации есть и минусы: для заказчика это риск неисполнения обязательств, ведь производитель по контрак

ту для него всего лишь контрагент, а не собственное производство, которым он может эффективно управлять.

Собственное производство, осуществляемое на собственных мощностях, финансируемое изнутри, в отличие от контрактного, более гибкое, способное оперативно реагировать на внешние изменения и встраиваться в них, оптимизировать собственные процессы.

Однако для иностранной компании-заказчика это также риск открытия его технологий другим предприятиям, которые вполне могут, используя его разработки, начать выпускать аналоги на собственном производстве, которые в дальнейшем могут составить конкуренцию оригинальному продукту и замедлить его экспансию на соответствующем рынке.

Минусы для производителя на контрактном производстве могут заключаться в больших расходах, связанных с логистикой, неразвитой в целом в России инфраструктурой, которые ведут к увеличению в конечном итоге цены продукта, что снижает его конкурентоспособность на рынке, или в связи с недостаточно развитой культурой потребления того или иного товара, что также существенно может затруднить сбыт.

Совместное предприятие

Совместные предприятия создаются для стратегического взаимодействия компаний, остающихся при этом независимыми экономическими субъектами, в целях увеличения локализации своих производств, создания новых производств для занятия новых ниш на рынках, новых рынков. Это хороший рабочий инструмент, который был и остается востребованным во всем мире.

В России процесс наращивания таких альянсов набирает обороты с 2014 года, когда применимое российское законодательство стало меняться в сторону смягчения регулирования в области корпоративного взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности. Все больше российских компаний переходят к совместному ведению бизнеса, увеличивается поток прямых иностранных инвестиций в виде создания совместных предприятий с зарубежными компаниями.

Совместные предприятия создаются на долгосрочную перспективу, так как происходит объединение самостоятельных производственных процессов компаний, тем самым обеспечивается создание полноценного нового производства.

Такое стратегическое взаимодействие партнёров позволяет укрепить позиции каждого из них на российском рынке, укрупнить объемы своего производства и сделать его лучше за счет использования накопленных преимуществ.

Вместе с тем при такой форме коллаборации имеются и определенные проблемы: как, например, осуществление корпоративного управления новым совместным производством в условиях фактически «двух голов».

Для эффективного управления совместным предприятием необходимы совпадение интересов и единая цель всех его участников, готовность нести совместные или пропорциональные стартовые издержки, способность адаптироваться к новому для себя законодательству, выстраивания собственной инфраструктуры и т. д.

Заинтересованность государства

Разнообразие правовых инструментов для структурирования своих взаимоотношений внутри предприятия или с другими предприятиями за счетлокализации производств рассмотренными в настоящей статье способами — это результат совершенствования российского гражданского законодательства, в частности, в сфере юридических лиц и обязательственного права, состояния экономики, ресурсов, политических отношений на международной арене и других объективных составляющих.

Несмотря на то что данная деятельность сопряжена с немалым риском как для сторон, так и для государства, характеризуется долгосрочной перспективой реализации, государство все же поддерживает локализацию промышленного производства иностранных компаний в России.

Россия заинтересована в притоке иностранных инвестиций в свою экономику, а вместе с ними и в создании на своей территории современных передовых производств, в повышении доверия к качеству продуктов российского производителя, создании новых рабочих мест и здоровой конкуренции, что положительно влияет также на межгосударственные взаимоотношения на мировой арене.

Источник: https://abkazakov.ru/comments/lokalizatsiya-promyshlennogo-proizvodstva-inostrannyh-kompanij-v-160-rossii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спецтехника