Технические характеристики ГАЗ-66: габариты, вес и другие рабочие параметры машины
Во второй половине XX века, в течение тридцати пяти лет, в Горьком на ГАЗе выпускался один из самых успешных автомобилей советского времени — грузовик с двумя осями и полным приводом марки ГАЗ-66.
В период с 1964 по 1999 год было произведено чуть менее одного миллиона этих транспортных средств в различных модификациях.
Описание базовой модели
Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.
Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.
Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.
Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.
Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.
Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.
Основные преимущества грузового автомобиля «Урал-6464» представлены в нашем обзоре.
А здесь описаны технические характеристики полуприцепов «Кегель».
За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:
- «66А» с лебедкой;
- «66Э» или «66-03» — машина, у которой оборудование было экранировано;
- модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б». Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
- единичные испытательные образцы — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.
Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.
В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.
На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.
Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:
- Геометрические размеры машины — 5 655 (без спецоборудования в виде лебедки)х2 322х2 490 (по кабине) в миллиметрах.
- Дорожный просвет составляет 315 мм.
- Наибольший возможный вес машины — 5 940 кг.
- Колесная база у этого автомобиля — 3 300 мм, колея — 1 800 мм.
- Радиус при развороте обеспечивает хорошую маневренность и составляет 9,5 метров, что меньше, чем у многих легковых автомобилей, более компактных по размеру.
- Восемнадцатидюймовые шины и герметичные агрегаты машины и двигателя обеспечивают возможность преодоления брода глубиной в 80 см.
- В качестве трансмиссии — синхронизированная КПП с четырьмя передачами и раздатка с прямой и понижающей передачами, которая также имеет способность отключать передний мост.
Сцепление однодисковое. Усилия передаются с помощью трех валов и шести карданов.
Дифференциалы имеют способность к повышенному трению, кулачкового типа. Поскольку передние колеса являются ведущими, то в их приводе используются ШРУСы.
- Подвеска впереди и сзади зависимая, рессорная. Концы рессор находятся на резиновых опорах. На обоих мостах имеются амортизаторы.
- Рулевое управление — червячное с роликом. На РУ установлен гидроусилитель.
- Привод у тормозной системы сделан с гидровакуумным усилителем. Тормоза на колесах колодочного типа.
- Стартер СТ-130Б, аккумулятор 6-СТ66-ЭМ. Напряжение бортовой сети 12В.
- В топливные баки можно залить 210 литров.
Кунг различной комплектации
Надежная рама из высокопрочной стали, которая является основой ГАЗ «66-11», позволяет крепить на нее два ведущих моста с рессорной подвеской, двигатель с элементами трансмиссии, кабину, поднимающуюся на шарнирах и открывающую возможность работать с двигателем, а также разные варианты кузовов.
Данные автомобили обладали следующими особенностями и техническими характеристиками:
- «66-12» — это модель модернизированного грузовика с установленной лебедкой и КОМ.
- «66-14» — с такой маркировкой в течение одиннадцати лет выпускалось шасси с экранированными электрическими проводами и агрегатами, а также КОМ.
- «66-15» — машина с экранированным оборудованием и механической лебедкой.
- «66-21» — вариант автомобиля для нужд народного хозяйства со сдвоенными задними колесами и деревянной грузовой платформой.
- «66-31» — под такой маркировкой выпускалось шасси, на которое ставились самосвальные платформы на Саранском заводе.
- «66-92» — это вариант машины для северных широт со сложным климатом.
- «66-96» — шасси для установки КУНГа вахтового автобуса.
Такие самосвалы с полным приводом для потребностей сельского хозяйства имели наименование ГАЗ-САЗ-3531 и обладали хорошими техническими характеристиками.
Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получали отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства производились:
- передвижные мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники;
- для медицинских нужд – клиники на колесах;
- хозяйственные фургоны для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
- передвижная буровая установка;
- вахтовые автобусы с теплым кузовом — НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
- выпускался также полноприводный вариант автобуса ПАЗ-672 — ПАЗ-3201.
Наибольшее количество таких специальных автомобилей производилось для армейских нужд:
- командирская и штабная машина-вездеход Р-142;
- маслозаправщик МЗ-66 и спиртозаправщик такого же типа;
- медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых — АС-66;
- передвижной санитарный пункт — мобильная перевязочная АП-2;
- ДДА-2 — дезинфекционная установка с душевой кабиной;
- на шасси ГАЗ-66 была смонтирована реактивная пусковая установка — БМ-21В.
Выводу этого автомобиля из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.
Оказалось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находящийся в кабине, получал значительные повреждения. Это происходило из-за того, что кабина находится над колесами, то есть в зоне подрыва.
В девяностых годах на базе этого вездехода был сконструирован ГАЗ-3308 «Садко», на котором силовая установка располагалась впереди.
Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 используется до сих пор благодаря своим уникальным качествам.
Важно! Впервые в СССР на этом автомобиле был установлен V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров с объемом 4254 куб. см и мощностью в 120 л. с.
Маркировка ДВС — ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.
В течение двух лет, с 1991 по 1993 год, выпускался вариант «66-16» с ДВС ЗМЗ-513.10 для эксплуатации в особо сложных условиях. Мощность этого двигателя 125 л. с. при крутящем моменте 294Нм на оборотах 2 000.
В начале девяностых годов XX века на «66-й» ставили дизельный ДВС ГАЗ-544, эти машины имели маркировку «66-41». Этот дизель обладал мощностью 85 л. с. Крутящий момент при этом 235 Нм на оборотах 1 600.
В дальнейшем стали монтировать дизель с турбонаддувом марки ГАЗ-5441. Такой вариант автомобиля имеет маркировку ГАЗ «66-40» и обладает улучшенными техническими характеристиками.
Этот дизель с турбонаддувом на оборотах 1 600 обладает мощностью 116 л. с. и выдает расход топлива 17 л при 25 л на карбюраторных ДВС.
Конструктивные особенности раздатки
Раздаточная коробка на машине предназначена для того, чтобы усиливать крутящий момент и распределять, а также передавать его на передний и задний мосты.
Кроме того, в РК «66-11» имеется конструкция для отключения и включения переднего ведущего моста.
Конструктивно она включает в себя:
- ведущий вал, на котором имеется подвижное зубчатое колесо для подключения прямой и понижающей передачи;
- вал промежуточный. Он тоже имеет зубчатые колеса. Одно колесо включает понижающую передачу, второе, подвижное, служит для включения мостов;
- имеется вал привода для заднего моста;
- вал привода переднего моста;
- управляющий механизм, имеющий рычаги переключения и тяги.
Для автомобилей, работающих в особо сложных условиях, на раздатке ставят дополнительную КПП с двумя понижающими передачами, чтобы еще больше повысить тяговые усилия ведущих колес.
Раздаточные коробки на ГАЗ-66 сегодня продаются по цене от 12 тыс. рублей.
Что представляет собой лебедка
На «ГАЗ-66» модификаций 02, 05, 12, 15, 52 (экспортный вариант) устанавливалась механическая лебедка, которая приводилась в движение с помощью коробки отбора мощности через два кардана и промежуточную соединяющую опору.
Такая лебедка по всем параметрам превосходит электрическую конструкцию, особенно учитывая сложные условия эксплуатации машины.
Длина троса на лебедке 50 метров, толщина — 16 мм. Тяговая нагрузка на прямом тросе составляет порядка три с половиной тонны. Лебедка оборудована тормозом.
Механическая лебедка на «66» достаточно проста и мало подвержена поломкам. Ее можно использовать во влажной и грязной среде, не боясь эту лебедку сломать.
Цены
С 1999 года этот полноприводный автомобиль не выпускался, и новые можно найти только при продаже конверсионных машин. Такие ГАЗы-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тыс. рублей.
Бортовые автомобили имеют цену значительно ниже — от 250 тыс. рублей. Машины, которые были в употреблении, на рынке оцениваются по-другому и стоят от 70 до 200 тыс. рублей.
В следующем видео более подробно рассказана история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также рассмотрены его общие технические характеристики:
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/gaz/harakteristiki-66-gabarityi-ves-i-drugie-rabochie-parametryi-mashinyi.html
Сколько весит газ 66 — Ремонт и обслуживание автомобилей
Грузовой автомобиль отечественного производства ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого практически не отличаются от предшественника серии 62, — довольно популярная машина в своем сегменте.
Дизельная версия была востребована не только в аграрной и строительной отрасли, но и активно использовалась в военной сфере.
Такой популярности способствовали относительно компактные габариты, большая вместимость кузова и расположение силового агрегата под водительской кабиной. Рассмотрим особенности и характеристики этого авто.
Технические параметры и габаритные размеры ГАЗ-66 КУНГ
Характеристики рассматриваемого грузовика не особо отличались от параметров предшественника. Изначально производитель монтировал двигатель карбюраторного типа ЗМЗ-513. Объем мотора составил 4,2 литра, показатель мощности — 125 «лошадей».
На то время (60-е годы XX столетия) — это был просто превосходный показатель. Автомобиль являлся прямым конкурентом европейским и американским прототипам. Размеры ГАЗ-66 КУНГ являлись его основным преимуществом.
Длина общая — 5,65 м, ширина — 2,34 м, высота по тенту — 2,52 м.
Прочие параметры:
- масса — 3,5 тонны;
- скорость по максимуму — 90 км/ч;
- вместимость бака для горючего — два резервуара по 105 литров.
Дизельная версия рассматриваемого автомобиля имела практически идентичные характеристики, однако использовалась для специализированных задач (в медицинской и военной сфере).
За время серийного производства было выпущено порядка трех десятков модификаций грузовика ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого практически не менялись. Сфера эксплуатация указанных машин весьма разнообразна (спасательные операции, использование в регионах с тропическим климатом, модели для горных местностей, выполнение военных задач, перевозка грузов, пассажиров и тому подобное).
Например, модификация ГАЗ-66-01 оснащалась централизованной системой контроля давления в шинах. Это обусловило ее работу в условиях горной местности, где степень наполнения колес нужно было периодически менять. Сам процесс происходил автоматически, что для того периода казалось фантастикой.
У модели с дополнительным индексом 03 все приспособления экранировались, что было своеобразным последствием холодной войны, когда Америка обвинялась в применении электроимпульсного оружия. Кроме того, подобная машина могла спокойно ехать в пределах досягаемости радаров, оставаясь незамеченной.
Модернизация
В 1991 году вышла обновленная версия ГАЗ-66 КУНГ, размеры внутри которого остались прежними. Эта модификация получила добавочный индекс 16. Изменения коснулись двигателя. На обновленный вариант установили мотор ЗМЗ-513-10, полностью переработанные тормоза. Также убрали ниши под колеса, что позволило увеличить устойчивость транспортного средства к бездорожью и динамическим нагрузкам.
Таким образом, рассматриваемый грузовик снова вернулся в серийное производство с обновленными параметрами:
- показатель максимальной мощности составил 140 «лошадей»;
- рабочий объем — 3,5 л;
- грузоподъемность — 2 300 кг;
- появился узел контроля работы карбюратора.
ГАЗ-66 с КУНГом: различные модификации
У модели 66-21 осталась конструкция, идентичная предыдущей версии. Но у данного грузовика появились сдвоенные мосты, что дало возможность увеличить параметр грузоподъемности. Колесная база 6х6 выгодно отличалась появлением функции отключения переднего привода. Прототипом для этой машины стал опытный образец ГАЗ-34, созданный еще в 1964 году.
Первая дизельная модификация вышла в 1992 году. Наддува она не имела, что и стало основным недостатком, как утверждали сами конструкторы. Размеры ГАЗ-66 КУНГ в этом исполнении остались прежними, зато существенно снизилась мощность. Кроме того, для хранения транспортного средства требовались специальные ангары.
Невзирая на это, данная модель вполне устроила оборонную промышленность, где техника частично эксплуатируется до сих пор. Основное предназначение — перевозка личного состава и переносных ракетных установок (конфигурации «земля-земля» и «земля-воздух»).
Дополнительно вышла аналогичная серия для стран с тропическим климатом.
Перечень прочих моделей
Ниже приведен список некоторых других модификаций рассматриваемого грузовика:
- 1991 год — северная вариация с дополнительным обогревателем и кабиной с парными стеклами;
- 1992-1994 годы — ГАЗ-66-22 (народнохозяйственная версия с бортовой платформой);
- 1992-1994 — модель 31 (шасси для монтажа самосвальных кузовов, оснащенная узлом отбора мощности);
- 1995-1998 — версия под индексом 40 (грузовик с бортовой платформой и турбинным дизелем);
- 1985-1996 — низкий ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого соответствовали версии 11, использовался для создания вахтовых автобусов.
Специализированная техника на базе рассматриваемой машины:
- санитарное авто для транспортировки раненых;
- дезинфекционная машина;
- транспорт для медицинской перевязки;
- заправщик масла;
- командно-штабной вариант;
- почтовые и хлебные фургоны;
- передвижные мастерские;
- самосвалы для аграрной сферы;
- понтонный десантируемый парк;
- передвижные клиники;
- автобусы ПАЗ-3201, «Волгарь», 38-АС.
Подробнее о КУНГе
КУНГ (или кузов 66-го ГАЗа) имеет унифицированные габариты, изготовлен по типу шаблонного каркасно-металлического фургона. Собран он из швеллеров и уголков, которые изнутри пропитаны лаком. Рабочий ресурс такой конструкции в военных подразделениях ограничивался 15 годами. Масса КУНГа с лебедкой в снаряженном состоянии — 4,54 тонны. Подобный тип кузова монтировался на легендарные модификации ГАЗ-66-11.
Что сейчас?
Несмотря на солидный возраст, грузовик ГАЗ-66 КУНГ К-1 и его некоторые вариации используются до сих пор. В основном это армейская сфера и государственные службы. По причине сложности хранения транспортное средство не пользуется популярностью у широких масс населения.
Зато большой спрос имеется у системы крепления кабины, позволяющей при помощи шарниров сдвигать ее вперед. Размеры и чертежи ГАЗ-66 КУНГа можно увидеть ниже. Пассажирское либо спальное место размещалось за водителем.
Оно было несъемным, что закрывало доступ к распределительной коробке.
В связи с указанными конструкционными особенностями, владельцы данного автомобиля изначально удлиняют кузов, уменьшая грузовой отсек. Также желательно заменить грузовую платформу, качество которой было хорошим только в 70-80-х годах. После 90-х этот показатель значительно ухудшился.
Стоит отметить, что базовая комплектация кабины предусматривала наличие только одного места. Пассажирская часть прикрывалась кожухом, под которым располагался мотор и некоторые другие узлы транспортного средства.
При консервации грузовика для длительной стоянки нужно проводить дополнительную герметизацию этого элемента.
В гражданском обиходе указанный автомобиль вполне можно эксплуатировать для перевозки габаритных и прочих грузов. Причем это можно делать, перемещаясь по бездорожью, так как машина оборудована отключаемым полным приводом.
Кроме того, ГАЗ-66 с КУНГом имеет модификации с трансмиссией под автобусы, что дает возможность использовать его для транспортировки пассажиров, например, вахтовых рабочих. Сельскохозяйственные модели преимущественно перекраивают на газобаллонные версии, что позволяет снизить потребление топлива почти в два раза. При этом показатель мощности падает до 90 лошадиных сил.
Управляемость грузовика устраивает не всех владельцев, поскольку после длительной езды очень устают руки от вращения руля, невзирая на наличие гидравлического усилителя.
Подытожим
Серийное производство ГАЗ-66 с КУНГом приостановлено в середине 90-х годов прошлого столетия. Тем не менее его можно найти на вторичном рынке. Цена машины зависит от ее состояния, модификации и пробега, стартует от 400 тысяч рублей.
Во многом на стоимость влияет значительный расход горючего, что является существенным недостатком авто.
К преимуществам относят наличие системы подкачки всех колес, широкие возможности для модернизации, высокую ремонтопригодность, минимальные затраты на обслуживание, надежность и простоту комплектующих деталей.
Источник: https://avtomotiv-tomix.ru/ekspluatatsiya/skolko-vesit-gaz-66.html
Легендарный ГАЗ-66
Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.
На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.
ГАЗ-62 ставший основой для разработки следующей модели
Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.
Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.
Серийное производстов ГАЗ-66 началось в 1964 году
Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет.
Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года.
В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.
Конструкция ГАЗ-66
ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции , коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.
Габариты ГАЗ-66
Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.
Двигатель ГАЗ-66
ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.
Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.
Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная , с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.
Модификации и военное применение
ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.
Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.
Десантный вариант ГАЗ-66Б со складывающейся кабиной
В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года.
С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель.
Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.
Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».
Основные модификации
ГАЗ-66-01 | Базовая модель, годы производства 1964-1984 |
ГАЗ-66-02 | Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984. |
ГАЗ-66-03 | Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968. |
ГАЗ-66-04 | Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984. |
ГАЗ-66-05 | Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984. |
ГАЗ-66-11 | Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-12 | Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-14 | Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-15 | Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-16 | Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г. |
ГАЗ-66-21 | Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой ,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г. |
ГАЗ-66-30 | Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531 |
ГАЗ-66-40 | Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999. |
ГАЗ-66-41 | Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999. |
ГАЗ-66-81 | Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом. |
ГАЗ-66-91 | Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом. |
ГАЗ-66-92 | Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г. |
ГАЗ-66-96 | Платформа–шасси для вахтовых автобусов. |
ГАЗ-66Б | Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом. |
ГАЗ-66П | Опытная модель легкого седельного тягача. |
ГАЗ-33 | Опытная модель трехосного грузовика. |
Технические характеристики ГАЗ-66
Источник: http://gredx.ru/history/gaz-66
ГАЗ-66 КУНГ: размеры, характеристики и особенности
Грузовой автомобиль отечественного производства ГАЗ-66 КУНГ, размеры которого практически не отличаются от предшественника серии 62, — довольно популярная машина в своем сегменте.
Дизельная версия была востребована не только в аграрной и строительной отрасли, но и активно использовалась в военной сфере.
Такой популярности способствовали относительно компактные габариты, большая вместимость кузова и расположение силового агрегата под водительской кабиной. Рассмотрим особенности и характеристики этого авто.
Газ 66
Газ 66 – широко известный полноприводный грузовик с двумя осями и высокой грузоподъемностью. Долговечность и несравнимая проходимость отличают данную модель от аналогичной техники.
В Советском Союзе создавались легендарные автомобили, которые пользуются популярностью до сих пор. Одной из таких уникальных машин является Газ 66. Эта техника была создана для преодоления бездорожья.
Техника с компактными размерами и простым устройством используется для перевозки грузов и людей по непроходимым трассам.
Назначение
При создании модели конструкторы ориентировались желания военной сферы. Машина использовалась в армии для транспортировки десантных войск. А также были другие области применения:
- нефтяная промышленность;
- газовая промышленность;
- лесное хозяйство;
- геология.
Техника перевозила буровые инструменты, тяжелую аппаратуру, приборы.
В современных условиях машина используется для активного отдыха туристов на побережье.
Технические характеристики
При разработке автомобиля стояла задача изготовить устойчивое, мощное изделие. Авто Газ 66 обладает такими техническими показателями:
- грузоподъемность – 2 т;
- наибольшая масса транспортируемого груза – 5,9 т;
- габариты – 5,8х2,32х2,52 м;
- дорожный просвет – 315 мм;
- колея передних колес – 18 см;
- колея задних колес – 17,5 см;
- наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 м;
- наибольшая скорость – 90 км/час;
- давление в колесах – 0,5-3,0 кг/см2.
Технические показатели автомобиля рассчитаны для езды по плохой местности.
Характеристики двигателя
При разработке модели было принято решение об ее оснащении мотором Заволжского моторного завода. Военный Газ 66 имел четырехтактный двигатель с восьмью цилиндрами карбюраторного вида. Вследствие V-образной конструкции агрегат был небольших размеров.
Основные характеристики:
- марка мотора – ЗМЗ-66-06;
- тип двигателя – бензиновый;
- объем – 4,254 л;
- мощность – 120 л.с.;
- тип охлаждения – жидкостный;
- наибольший крутящий момент – 284,4 Нм;
- частота вращения – 2500 об/мин;
- диаметр цилиндра – 9,2 см;
- ход поршня – 8 см;
- разновидность карбюратора – К-126, К-135;
- материал изготовления – алюминиевый сплав;
- вес мотора – 262 кг.
Обязательно почитайте:
Самосвал ГАЗ САЗ-3507
Для запуска в холодное время года предусмотрен предпусковой подогреватель ПБЖ-12. В конце 80-х годов автомобиль комплектовался мотором марки ЗМЗ-513-10 с мощностью 125 л.с. Позднее разрабатывали силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе с турбосистемой. Модификация с таким мотором значилась как Газ 6641.
Кабина
Кабина Газ 66 имеет наддвигательное расположение. Конструкция выполнена из цельного металла. В кабине оборудованы два кресла для водителя и пассажира. Они разделены металлическим кожухом, предназначенным для покрытия мотора. При отрицательных температурах кожух служил дополнительным устройством подачи тепла из-за нагретого двигателя.
Для комфорта длительных поездок установлено подвесное спальное место, состоящее из гамака, крючков. Присутствует вентиляционные отверстия и отопители. Передние стекла снабжены очистителями, механизмами обмыва. А также предусмотрен обдув лобового стекла.
Чтобы подобраться к мотору, кабину необходимо откинуть вперед. Это производится легко благодаря наличию шарниров.
Из-за несъемного кожуха мотора переключатель передач находится поодаль от водителя: справа внизу. Размер кабины Газ 66 – 2,42х2,49х2,32 м с учетом высоты колес.
Расход топлива
Бак машины рассчитан на 210 литров. При средней скорости передвижения 70 км/час расходуется 20-25 литров на 100 километров.
Устройство
Автомобиль состоит из кабины и кузова. Кузовная часть покрыта тентом. Внутри находятся скамейки с функцией откидывания. Кузовная часть изготовлена из цельной металлической платформы. С обоих боков находятся борта с решеткой. Сзади расположен откидывающийся борт. Размеры кузова Газ 66 соответствуют 3,31 м по длине и 2,05 м по ширине.
Вездеходность техники обеспечивается полноприводной системой, укороченными свесами и шинами односкатного типа. Задний мост делится на составляющие:
- картер;
- сборный редуктор;
- две полуоси;
- пара цапф.
Для редуктора предусмотрено определенное утолщение в картере. Передний мост содержит:
- редуктор (как и в заднем мосту);
- шарниры равных угловых скоростей.
Обязательно почитайте:
МАЗ-5440: тюнинг, фото, характеристики
Периодическая смазка шарниров продляет срок эксплуатации мостов.
Торможение автомобиля осуществляется за счет гидросистемы с вакуумным усиливающим устройством. Этот механизм препятствует выключению мотора при перемещении по спуску.
Для рулевого механизма, также, установлен гидроусилитель. В 1968 году Газ 66 оборудовался централизованной системой для регулировки воздуха в шинах. Изменение давления воздуха производится с места водителя. Можно это делать во время движения и во время стоянки.
Эта система предполагает сохранение движения при малых шинных повреждениях.
Коробка передач техники имеет 4 ступени с синхронизацией на 3 и 4 передачах. Сцепление однодискового вида с гидравлическим приводом. Трансмиссию еще образует раздаточная коробка с 2 ступенями. Эта коробка усиливает крутящий момент, отвечает за распределение его по мостам.
Подвеска образована продольными рессорами полуэллиптической формы. Амортизаторы рессор телескопического вида симплексным шагом и гидравликой. автомобиля сверх нормы невозможна из-за наличия на заднем мосту одинарных рессор. А также перегрузу препятствуют дифференциалы с автоблокировкой в главных передачах.
Все о Газ 66 можно найти в глобальной сети.
Преимущества и недостатки
К основным преимуществам техники Газ 66 относятся:
- преодоление ухабистых местностей и неглубоких рек;
- полный привод;
- высокая способность совершать различные маневры несмотря на большую грузоподъемность;
- отличная балансировка благоприятствует распределению нагрузки на обе оси;
- неприхотливость в обслуживании;
- централизованная балансировка в шинах;
- продолжительный срок эксплуатации.
К недостаткам техники относится расположение кабины над колесами. Такое расположение снижает защищенность водителя. Подобная конструкция кабины уменьшает габариты Газ 66.
Чем может комплектоваться
На различные модификации предусмотрена установка дополнительного оборудования. Модификации 02,05,12,15,52 оборудованы механической лебедкой. Лебедка производит движение за счет коробки отбора мощности посредством 2 карданов и соединяющей опоры, находящейся в промежутке. Газ 66 05 имел лебедку длиной 50 м и толщиной 1,6 см.
Благодаря наличию этого приспособления тяговая нагрузка увеличивается до 3,5 тонн. Модификации Э,04,05,14,15 оборудовались экранированным оборудованием. Изготовитель также разрабатывал специальные модификации для северных и южных территорий. Газ 66 92 выпускался в 1987-1995 годах и пользовался популярностью в северных регионах.
Разновидность 91 выпускалась для жарких широт и шла на экспорт.
Технические характеристики Газ 66 15 позволили соединить лебедку и помехозащищенное электрооборудование. Эта разновидность производилась с 1985 года.
Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/gaz-66.html
ГАЗ-66
ГАЗ-66 – популярный советский грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается наиболее массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.
Дебютные образцы машины были представлены в 1962-ом году. Грузовик позиционировали в качестве улучшенного варианта 1,2-тонного ГАЗ-62, которому была необходима замена. Также модель вытеснила и другой продукт Горьковского автозавода – ГАЗ-63, производство которого окончательно завершилось к 1968-му году.
В серию ГАЗ-66 поступил летом 1964-го года. Спустя 4 года модель обзавелась функцией регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на московской выставке современной техники. В 1967-ом году грузовик признали и за рубежом, наградив «золотом» в Лейпциге. Еще через два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.
Большой популярностью грузовик пользовался в народном хозяйстве и советской армии. Позднее его приняли на вооружение в российскую армию.
о истории создания
Массовый выпуск ГАЗ-66 был прекращен в 1995-ом году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 «Садко». Окончательно производство автомобиля завершилось летом 1999-го года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965000 экземпляров ГАЗ-66.
Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в тяжелых дорожных условиях и на бездорожье. Улучшали ходовые качества большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал двух мостов и функция регулировки давления в шинах.
Другой важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К минусам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора осуществлялся путем откидывания кабины.
Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегружать машину было нельзя, поскольку в ее конструкции использовались одинарные рессоры.
Для отдыха в автомобиле можно было использовать брезентовую койку, применяемую по аналогии с гамаком.
Горьковский автозавод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:
- ГАЗ-66-1 – версия без функции настройки давления воздуха в шинах. Ее производство завершилось в 1968-ом году;
- ГАЗ-66А – модель с лебедкой;
- ГАЗ-66Б – авиадесантная модификация с откидной рамкой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
- ГАЗ-66Д – шасси, оборудованное коробкой отбора мощности;
- ГАЗ-66П – опытный седельный тягач;
- ГАЗ-66Э – модификация с экранированным электрооборудованием. Снята с производства в 1968-ом году;
- ГАЗ-66-01 – базовый вариант с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
- ГАЗ-66-02 – версия с лебедкой;
- ГАЗ-66-03 – модель с экранированным электрооборудованием;
- ГАЗ-66-04 – шасси с экранированным электрооборудованием;
- ГАЗ-66-05 – модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
- ГАЗ-66-11 – улучшенная базовая версия;
- ГАЗ-66-12 – улучшенный вариант с лебедкой;
- ГАЗ-66-14 – улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.
На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.
Также потребителям предлагались и специализированные варианты:
- АС-66 – санитарная машина;
- АП-2 – главный автомобиль медицинского пункта;
- ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
- ГЗСА-731 – фургоны «Хлеб», «Почта» и «Медикаменты»;
- Р-142 – командно-штабная машина;
- МЗ-66 – маслозаправщик.
Габариты автомобиля:
- длина – 5806 мм;
- ширина – 2322 мм;
- высота по кабине с полной массой – 2490 мм;
- высота по тенту – 2520 мм;
- колесная база – 3300 мм;
- колея задних колес – 1750 мм;
- колея передних колес – 1800 мм.
Машина имеет дорожный просвет в 315 мм. Грузоподъемность модели составляет 2000 кг, а максимальная масса – 5940 кг.
Прочие характеристики автомобиля:
- глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
- минимальный радиус поворота – 9,5 м;
- максимальная скорость – 90 км/час;
- время разгона до 60 км/час – 30 сек;
- тормозной пусть при скорости в 50 км/час – 25 м;
- выбег с 50 км/час – 500 м;
- максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.
В сравнении с предыдущими версиями модель стала более устойчивой. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и брод, показывая себя как настоящий вездеходный грузовик.
Расход Топлива
При скорости 60 км/час показатель расхода топлива у ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве горючего для автомобиля используется бензин А-72, A-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели равняется 210 л.
Двигатель
ГАЗ-66 комплектовался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (производитель – Заволжский моторный завод). По многим параметром он был схож с предшественниками, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.
Характеристики мотора «ЗМЗ-66-06»:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 115 л.с.
В 90-х появились версии с дизельным ДВС «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм. Данные модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автозавод начал выпуск дизельных моделей с мотором «ГАЗ-5441» с турбонаддувом. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность в 116 л.с.
Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации
Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999-ом году, но в продаже и сейчас присутствует немало автомобилей данной модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних годов выпуска с КУНГами доступны по цене от 400000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250000 рублей. При этом на рынке присутствует и более дешевые варианты (70000-100000 рублей). Однако их состояние оставляет желать лучшего.
Аренда автомобиля популярностью не пользуется.
Аналоги
Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.
Источник: https://gruzovo.com/gaz-66.html
Конструкция
«ГАЗ-66» – советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4; рамной конструкции, безкапотной компоновки; грузоподъёмностью 2 тонны. Этот грузовик в своё время неоднократно становился лауреатом различных выставок, в том числе и международных. Но самая большая награда 66-го — это всенародная любовь и признание, за его безотказность и надёжность в самых трудных условиях эксплуатации .
Поразительная проходимость «ГАЗ-66», не раз выручавшая в нашей стране многих, достигается, в значительной степени, за счёт использованных в нём самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов.
При разработке нового полноприводного грузовика команда конструкторов Горьковского автозавода опиралась на конструкцию 2-тонного внедорожного грузовика «ГАЗ-63», выпускавшегося в 1948—1968 гг. Эту модель можно с полным правом назвать предшественником и прообразом 66-го. Однако «ГАЗ-66» стал автомобилем совершенно новой конструкции – бескапотником с откидывающейся кабиной.
Серьёзные сравнительные испытания убедительно показали значительное превосходство «ГАЗ-66» перед его предшественником. Автомобиль «ГАЗ-66» с полной нагрузкой в кузове (2 тонны), плюс с прицепом массой (весом) ещё в 2 тонны оказался способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении.
В тех же условиях автомобиль «ГАЗ-63» не смог далеко продвинуться даже без прицепа. Было установлено, что «ГАЗ-66» может преодолевать песчаные подъёмы 22—23°, а «ГАЗ-63» – подъёмы не более 4°.
Если грузовик «ГАЗ-63» способен двигаться по снежной целине глубиной до 0,4 м, то у автомобиля «ГАЗ-66» этот показатель – 0,7 м. Для 66-го был разработан новый, более мощный двигатель, улучшивший его динамические характеристики и, в конечном итоге, способствующий повышению проходимости. Применены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения в ведущих мостах, которые обеспечили возможность передачи до 80% момента на одно колесо.
Расположение кабины над двигателем позволило при колёсной базе, равной базе автомобиля «ГАЗ-63», увеличить полезную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной. Это дало возможность понизить погрузочную высоту платформы. Что, в свою очередь, способствовало улучшению поперечной устойчивости автомобиля.
Испытаниями было установлено: если автомобиль «ГАЗ-63» при движении с низко расположенным (немного выше уровня бортов) грузом по бетонной площадке по кривой радиуса 25 м начинает опрокидываться набок при скорости 44 км/ч, то грузовик «ГА3-66» в этих условиях не теряет устойчивости при любых скоростях движения. И только при скорости свыше 65 км/ч его заносит (боковой юз, без опрокидывания).
Лучшую устойчивость «ГАЗ-66» придали также лучший баланс центра тяжести и увеличение колеи передних колёс – на 200 мм, и задних колес – на 150 мм. Для 66-го были разработаны также и новые шины увеличенного профиля, с развитыми грунтозацепами (размер шин 12.00–18).
Установка распорных колец в колесе даёт возможность «ГАЗ-66» двигаться по слабым грунтам при сниженном до 0,5 кГ/см2 давлении в шинах. Понижение давления в шинах обеспечивает большую площадь опорной поверхности шин, резко уменьшая удельное давление на грунт.
Серьёзные усовершенствования были внесены в шасси основного ГАЗовского грузового внедорожника. На «ГАЗ-63» стояли рессоры короткие и жёсткие, а на «ГАЗ-66» использовали длинные и мягкие. Поэтому «ГАЗ-63» при прохождении канав склонен к диагональному вывешиванию колёс. А ведь это полностью останавливает автомобиль: колёса крутятся – машина стоит! «ГАЗ-66» же уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.
Размещение кабины над двигателем обеспечило равномерное распределение общей нагрузки по осям: 47% – на переднюю ось и 53% – на заднюю, в то время как у автомобиля «ГАЗ-63» распределение нагрузок но осям составляет соответственно 37 и 63%. Благодаря этой особенности сцепной вес автомобиля реализуется обоими мостами в одинаковой степени.
История создания
Разработка ГАЗ 66 началась в 1950-х годах. Первые опытные экземпляры автомобиля Горьковский автозавод представил в 1957 году. Однако серийного мотора требуемой мощности для техники не было, потому массовое производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах предприятие производило в небольших количествах модель ГАЗ 62 с кабиной от ГАЗ 66.
Масштабная доработка модели началась в 1960-х годах. На первых этапах разработки главным конструктором был Р.Заворотный, позднее его заменил О.Образцов. При создании автомобиля активно применялся опыт, полученный в проекте ГАЗ 62. В итоге принципиально новой моделью ГАЗ 66 не стал.
Машина представляла собой глубокую модернизацию ГАЗ 62, который особой популярностью на тот момент не пользовался. На Горьковском автозаводе давно пытались отказаться от предшественника, но должную замену ему готовили долго.
Выпущенный ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось завершить в 1968 году.
ГАЗ 66 поступил в серийное производство только в 1964 году. В тот период его появление было определенным прорывом в машиностроении. Небольшой грузовик с отменными характеристиками выгодно отличался от предшественников. Несмотря на то, что ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала стремительно расти.
На фоне существующих конкурентов модель выделялась нестандартными решениями. ГАЗ 66 первым из советских автомобилей получил V-образный 8-цилиндровый агрегат.
За счет размещения кабины над силовой установкой удалось добиться повышения площади платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запаски за кабиной позволило опустить основание кузова.
Среди других особенностей машины значились омыватели ветрового стекла, тормозная система с гидровакуумным усилителем, цельнометаллическая платформа и гидроусилитель руля.
ГАЗ 66 – «долгожитель», выпуск которого осуществлялся на протяжении 35 лет. За этот период автомобиль неоднократно дорабатывали, улучшая функционал и добавляя новые возможности. В 1967 году облицовка передней части кабины претерпела изменения. С 1968 года грузовик стали комплектовать централизованной системой регулировки воздуха. Изменение оказалось настолько удачным, что осталось на многих автомобилях и сегодня.
В тот же период ГАЗ 66 дебютировал на Московской выставке техники, где модель удостоилась главного приза. Эксперты признали актуальность ее характеристик. Позднее автомобиль удостоился золотой награды в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 получил национальный Знак Качества. После этого начался массовый экспорт модели во все социалистические государства. Серийный выпуск автомобиля достиг небывалых размеров.
С распадом СССР популярность ГАЗ 66 начала резко снижаться. Серийное производство модели Горьковский автозавод прекратил в 1995 году. Ее место занял ГАЗ 3308. При этом партии по спецзаказам и единичные экземпляры предприятие выпускать продолжило. Последний ГАЗ 66 был произведен в июле 1999 года. За 35 лет существования модель разошлась рекордным тиражом в 965000 единиц.
Использование в ВДВ
Эти особенности «ГАЗ-66» – превосходное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем – дали старт многолетней успешной «карьере» машины в воздушно-десантных войсках СССР. «Шишига» – пока единственный в истории нашей армии серийный «грузовик-десантник».
В течение 1965 года «ГАЗ-66» успешно выдержал весь комплекс испытаний на наземных стендах и в реальном десантировании с разных высот, и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль «ГАЗ-66Б» был принят на вооружение ВДВ Советской Армии.
Он отличался от серийного складной кабиной с мягким верхом и откидной рамкой ветрового стекла.
Дело в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолётами «АН-8» и «АН-12», в грузовые кабины которых «ГАЗ-66», установленный на парашютную платформу, не помещался по высоте.
Когда основным транспортным самолётом в армии стал «Ил-76», эта проблема была снята, и в подразделения ВДВ стали поступать «ГАЗ-66» с обычной цельнометаллической кабиной. «Шишига» превосходно проявила себя в реальных боевых и приближенных к боевым условиях войсковых учений и локальных военных конфликтов.
За исключением одного – в условиях минных засад афганских душманов. Ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому «ГАЗ-66» вывели из состава боевых частей в Афганистане уже вскоре после начала этой десятилетней войны.
По состоянию на 2018 год «ГАЗ-66» так и остался единственным в истории десантируемым грузовым автомобилем. Хотя имеется проект создания более современного аэромобильного грузовика, в рамках программы «КамАЗ-Мустанг»; есть опытные образцы этого преемника «ГАЗ-66» в ВДВ; на 2018-2019 годы намечены его испытания.
«Шишига» молодости нашей: история грузовика-миллионника ГАЗ-66
Основным полноприводным «двухтонником» в СССР 50-х годов был ГАЗ-63. И все вроде было хорошо, но имелся у него серьезный недостаток — склонность к опрокидыванию. Да и двигатель помощнее хотелось. Военные при этом еще и настаивали, чтобы габариты сильно не увеличивались — грузовик должен быть аэротранспортабельным.
ГАЗ-66 с кузовом КЗ-1 на случай ядерной войны (strangernn.livejournal.com)ГАЗ-66 с кузовом КЗ-1 на случай ядерной войны (strangernn.livejournal.com)
Результатом стал ГАЗ-66, пущенный в серию летом 1964 года.
В первую очередь конструкторы поработали над переворачиваемостью — центр тяжести машины был значительно ниже, чем у ГАЗ-63.
Поэтому чреватый переворачиванием занос у нового грузовика начинался на треть позже, чем у предшественника: на 65 км/ч при движении по 50-метровой (в диаметре) бетонной окружности. ГАЗ-64 грозился грохнуться набок уже на 44 км/ч.
Кроме того, давал о себе знать новый 8-цилиндровый двигатель. Удельная мощность новой машины была самая большая среди полноприводных грузовиков в Союзе — 33 «лошадки» на тонну снаряженной массы.
Вкупе с появившейся в 1968 году централизованной системой регулирования давления в шинах, позволяющей быстро адаптироваться к тому или иному виду бездорожья, а также блокировке дифференциалов, это дало серьезные преимущества в проходимости. В сухую погоду на хорошем грунте ГАЗ-66 брал 37-градусный подъем, в то время 63-й как буксовал уже на 280. Помогала на сложном рельефе и новая бескапотная кабина. Из нее просто было лучше видно.
«Шишига» на войне
Точка зрения военных на грузовик была двоякой. С одной стороны, долгое время «шишига» успешно решала задачи, и при этом была лучшей машиной в классе. Но она была не лишена ряда недостатков. Основные нарекания сводились к бескапотной кабине.
С одной стороны, она ограничивала разрастание габаритов, и ГАЗ-66 было удобнее перебрасывать по воздуху. С другой — эргономика внутри оставляла желать лучшего. Прикрытый кожухом двигатель находился строго между водителем и пассажиром, занимая почти все пространство. Поэтому рычаг КПП пришлось поставить справа-сзади от водителя — что при долгой активной езде почти неминуемо оборачивалось болью в плечевом суставе. И, кроме того, в теплые времена года в кабине было очень жарко.
Украинское «гантрак-творчество» на тему «шишиги» (forum.topwar.ru)Украинское «гантрак-творчество» на тему «шишиги» (forum.topwar.ru)
Кроме того, что немаловажно для военных, ГАЗ-66 отличался пониженной выживаемостью водителей при подрыве на минах. У капотных грузовиков расположение двигателя было таким, что тот принимал на себя львиную часть осколков. Тут же поразить водителя или пассажира было заметно легче.
На этом список серьезных проблем заканчивался. Именно поэтому «шишигу» до сих пор можно встретить в текущих локальных конфликтах. Не менее впечатляет и список модификаций — как разумных, так и не очень.
Одной из первых был, например, ГАЗ-66Б для ВДВ — верхнюю часть кабины, включая лобовое стекло, можно было сложить, и легче впихнуть грузовик в самолет. Еще для десантников сделали мини-«Град» на базе «шишиги», который мог не только обстреливать противника реактивными снарядами, но и, например, проводить дистанционное минирование.
Ну и, конечно, ГАЗ-66 стал хорошей платформой для множества машин управления и вспомогательных модификаций. Дегазационные камеры, «санитарки», топливозаправщики, командно-штабные машины и даже понтонные парки — список можно продолжать долго.
Отдельно стоит упомянуть попытку создать нечто вроде автобуса для ядерной войны — поставленный на шасси «шишиги» кузов КЗ-1. Стеклопластика и пенопласт уменьшали воздействие радиации, а необычная форма была призвана ослабить ударную волну. Но в серию смелый концепт так и не пошел.
Оч.умелые ручки
Та самая «Танюша» с динамической защитой (vif2ne.org)Та самая «Танюша» с динамической защитой (vif2ne.org)
Но намного интереснее не заводские модификации, а сделанное «на коленке» в локальных конфликтах — как правило, не от хорошей жизни.
Правда, ГАЗ-66 в силу сравнительно небольшой грузоподъемности не очень привлекал любителей изготовить гантрак—другой. На Ближнем Востоке ему разве что «уполовинивали» кабину, чтобы уменьшить жар от двигателя, и ставили в кузов 23-мм спаренную зенитку. Зато на Украине гаражные умельцы развернулись вовсю.
В самом начале войны в Донбассе всеобщее воодушевление по обе стороны фронта и, во многом, иррегулярный характер происходящего, подхлестывали кустарное производство броневиков. Стать таковым имел шансы даже подвернувшийся под руку «Запорожец», не говоря уже о «шишиге».
Порой такие модификации были не просто бесполезны (как простое обшивание машин незакаленными стальными листами), а даже опасны.
Например, в Донбассе был замечен украинский ГАЗ-66 с именем «Танюша», к радиатору которого была приварена динамическая защита для танков, представляющая собой фактически контейнеры с взрывчаткой, задача которых — контрвзрывом рассеивать струи кумулятивных боеприпасов.
Работает это, конечно, только на бронетехнике, но не на незащищенном грузовике, который после такой переделки превращается разве что в орудие шахида.
ГАЗ-66Б для десантников (modelist-konstruktor.com)ГАЗ-66Б для десантников (modelist-konstruktor.com)
Правда, возможно, контейнеры были пустые, а наварили их из-за находящихся внутри небольших бронепластин, которые могли прикрыть радиатор. Но в царящей тогда обстановке безумного клепания всего подряд из любых подручных материалов нельзя исключать ничего — в том числе и радостной установки на обычный грузовик предназначенной для танков динамической защиты.
Реактивная система залпового огня на шасси ГАЗ-66 (gruzovikpres.ru)Реактивная система залпового огня на шасси ГАЗ-66 (gruzovikpres.ru)
И в мирной жизни
Пусть и прожорливая, и неэргономичная, но проходимая и довольно простая «шишига» нашла себя и на «гражданке». Самосвалы, грузовики, вахтовые автобусы для труднодоступных местностей — ниша для ГАЗ-66 всегда была.
Но военным все-таки хотелось чего-то капотного — и на место «шишиги» пришел «Садко». Но встретить «старичка» можно и сегодня — хотя и все реже и реже, особенно в городе. Впрочем, совсем уж удивительной редкостью ГАЗ-66 станет еще не скоро — тираж в 965 000 автомобилей не может исчезнуть без следа.
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/919607-gaz-66-shishiga-vypushcheno-pocht/