Как работает башенный кран

Крановщик и кран. Профессия и инструмент

как работает башенный кран

Немного нетипичный для меня пост, но я решил разобраться в давно интересующей меня теме. В Туле появилось огромное количество жилых комплексов, новостроек и прочих строительных площадок на которых работают грузоподъёмные башенные краны. Может кто-то знает как они собираются, может кому-то не интересно, но я всегда хотел узнать, как их собирают и как на них работают люди.

Сборка башенного крана

Как оказалось, кран собирает сам себя. Весь процесс начинается на земле. Его основание устанавливают либо на рельсы, либо заливают бетонный постамент в земле. Общий вес основания, примерно 130 тонн, почти столько же, сколько весит синий кит.

Любой башенный кран состоит из следующих частей:

  • башня;
  • рабочая стрела;
  • опорная часть;
  • опорно-поворотное устройство;
  • кабина управления.

Стрелу и кабину устанавливают автокранами. Их высоты подъема достаточно. Далее, с помощью четырех гидравлических подъемников кабину и стрелу медленно, сантиметр за сантиметром поднимают, между ними и башней образуется свободное пространство. Крановщик поднимает следующую секцию башни, и рабочие ставят ее под верхним подъемником.

Снова включаются подъемники, приподнимают секции вместе со стрелой, на место встает еще одна часть башни. Так продолжается, пока не соберут весь кран. Вот небольшой таймлапс, в котором видно как поднимают кабину, как прогинается стрела и как вставляют следующую секцию.

Почему краны не складываются от веса?

Секрет прочности секций башни заключается в методе сборки. Сварные швы означают, что ни ветер, ни дождь не проникнут в конструкцию, результат – низкое аэродинамическое сопротивление, минимальная коррозия.

Диагонали пересекаются с вертикальными стойками в центре каждой квадратной секции башни, а значит, точки силы проходят с верху до низу конструкции, придавая ей невероятную прочность.

Чтобы кран не упал от ветра, его также крепят специальными расчалками к строящемуся зданию через определенные промежутки по высоте.

Сколько получает крановщик?

Я перечитал множество сайтов и перелопатил множество вакансий и узнал, что всего существует 5 разрядов машиниста башенного крана: с 2-го по 6-й. Профессионалы 5-6-х разрядов имеют заработную плату больше, чем машинисты 2-3-х категорий.

Заработная плата зависит именно от разряда и варьируется от 25 до 100 тысяч рублей.

Работа на высоте

Кому-то может показаться весьма странным такой выбор карьеры: всегда работать в полном одиночестве, время тянется медленно, в тесном пространстве, и можно сойти с ума, если тебе срочно понадобилось в туалет.

Рабочий день на нормальном кране, на нормальном объекте редко длится 8 часов, в основном 12. Кабина крановщика чаще всего находится в 70 метрах от земли, это примерно 19 этаж, но бывает и выше, ведь с каждым годом дома строят все выше! Крановщик поднимается в кабину дважды: утром и после обеда. Весь путь — по обычной лестнице. Никаких лифтов и страховки! Занимает 30 минут. Но иногда бывает, что с утра залез-вечером слез, это уж как повезет.

В кабине зимой тепло, нету обледенело-запотевших стекол. Машинисты сидят в шортах и тапках. Летом жарко, но кондиционеров нет. Небольшая тонировка стекол помогает.

Некоторые крановщики ставят в кабине радио, планшеты, устанавливают турники. Устаешь целый день сидеть, а так хоть размяться можно. Зарядку делают, приседают. В туалет ходят в основном в бутылки с большим горлышком или во время дождя)) Шутка.

Профессиональная болезнь — насморк, из-за сквозняка. На высоте очень сильный ветер, который раскачивает кран с амплитудой примерно в метр. Работать нельзя уже при порывах ветра до 15 м/с. В интернете много видео, как краны “танцуют” при ураганах и сильном ветре. Бывали и печальные случаи.

Мой интерес

Вопрос с башенным краном и работой крановщиков мучал меня долгие годы, но все время забывал об этом погуглить. Недавно я записал себе напоминание посмотреть о кранах, а теперь пишу целую статью, вдруг кому-то также интересно. Старался описать самое важное.

Подписывайтесь на Email-рассылку, Telegram канал и страницу во ВКонтакте! Свои комментарии, замечания и предложения пишите мне. Все контакты на странице обо мне.

Источник: https://www.kingy.ru/reallife/2018/03/28/kranovshik_i_kran/

Устройство башенного крана

как работает башенный кран

С начала своей истории в 1913 году, устройство башенных кранов все время совершенствовалось. Гигантские конструкции, которые помогают строить высокие здания — как они работают? Насколько они устойчивы? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Устойчивость башенного крана

Любой кран работает под действием многих сил, основными из которых являются масса поднимаемого груза и устройства захвата груза. Работа крана также строится с учетом инерции во время разных этапов работы, центробежная сила, а также погодные и осадочные факторы. Конструкция любого башенного крана рассчитана с необходимым запасом равновесия для избежания как падения в сторону груза, так и падения в противоположную сторону — под влиянием собственной массы.

Типы конструкции башенных кранов

По типу башни краны подразделяются на:

  • Краны с поворотной башней. Такой тип кранов подразумевает, что башня, на которой закреплены стрела и противовес, поворачивается вокруг своей оси.
  • Краны с неподвижной башней. При такой конструкции стрела крана и противовес закреплены чуть ниже башни, а сама она остается неподвижной относительно крана.

По типу стрелы:

  • Кран с подъемной стрелой. При такой конструкции есть возможность изменить угол наклона стрелы.
  • Кран с балочной стрелой. Стрела остается неподвижной по горизонтали, а по ней перемещается тележка с механизмом захвата груза.

Как видно из классификации, различные конструктивные решения позволяют наиболее точно подобрать тип крана для строительных работ определенного типа.

Типы кранов по методу установки

Существует несколько типов башенных кранов, которые можно разгруппировать по способу установки:

1. Стационарные краны, также называемые приставными, которые устанавливаются в закрепленной за ними точке и не передвигаются. Обходят другие типы кранов в грузоподъемности и высоте, чаще комплектуются неповоротной башней. Их существенное преимущество в сравнении с передвижными кранами — возможность наращивания башни, то есть увеличение ее высоты по мере роста вовзводимой конструкции.

2. Передвижные краны, которые могут быть самоходными, а могут быть перемещены с помощью специального тягача. Чаще всего такие краны дешевле других конструктивных решений, и комплектуются поворотной башней.

Среди плюсов этого типа — сравнительно недолгое время сборки, простота в монтаже и демонтаже, а также транспортировке. Для таких кранов требуется установка подкрановых путей, по которым будет перемещаться конструкция.

Во время установки и эксплуатации путям уделяется значительное внимание, ведь даже маленькая оплошность может привести к негативным последствиям.

Насколько бы сложные задачи перед собой не ставили строители, башенные краны решают их уверенно. Устройство крановых конструкций совершенствуется и развивается, делая их работу стабильнее, безопаснее и точнее. Башенные краны не имеют конкурентов в решении сложных строительных вопросов, и остаются востребованными на всех стройплощадках мира.

Источник: https://www.novokran.ru/articles/ustroystvo-bashennogo-krana/

Устройство башенного крана, типы конструкций и схема

как работает башенный кран

Краны башенного типа придумали больше ста лет назад. Их назначение — поднимать грузы на большую высоту. Понимать устройство башенного крана, типы конструкций и схему необходимо для правильной организации работ на строительной площадке.

За минувший век инженерная мысль продвинулась далеко вперед в развитии подъемной техники. Сегодня рынок предлагает широкий спектр этих сложных технических устройств, рассчитанных для различных видов работ. Если вам нужно арендовать автокран в Нижнем Новгороде, обращайтесь в компанию ООО КранСтрой.

Особенности крана башенного типа

Универсальное высотное крановое оборудование рассчитано на грузы 5 — 10 тонн. С его помощью можно поднять к месту строительных работ нужный материал и оснастку. Но существует и мощная подъемная спецтехника, способная справиться с весом до 100 тонн. Без нее не обойтись, если нужно, к примеру, поднять наверх турбину.

Башенные краны перевозят в разобранном виде и собирают непосредственно на стройке. Сборка занимает четыре рабочих смены, для нее требуются автокран и 7-8 рабочих.

Есть у этих технических устройств и еще одна особенность: они способны сами себя строить. Когда высоты этого гиганта начинает не хватать, он сам поднимает наверх очередной пролет для своей башни, рабочие устанавливают его, и крановая конструкция как чулок наползает на новый пролет, поднимая стрелу выше.

Универсальное крановое оборудование башенного типа способно поднимать тяжести на высоту до двухсот метров. Но встречается техника, для которой и эта высота не предел. Без нее не обойтись при строительстве небоскребов.

Основные характеристики крана башенного типа:

  1. Высота подъема груза – от этой характеристики зависит высота здания, которое можно построить.
  2. Максимально допустимый вес груза – главный показатель мощности подъемного оборудования.
  3. Вылет стрелы – этот параметр определяет радиус действия крана и является важным показателем его эффективности.
  4. Скорость подъема груза.
  5. Скорость поворота стрелы.
  6. Скорость перемещения самой машины.

Эти характеристики влияют на производительность работ на стройплощадке.

Схема устройства башенного крана Электросхема узлов башенного крана

Устройство башенного крана:

  • Рама – основа, на которую устанавливается остальное оборудование. Расположена внизу всей конструкции.
  • Ходовая тележка – с ее помощью машина передвигается. Тележка устанавливается под раму.
  • Опорно-поворотное устройство – с помощью опорно-поворотного устройства кран может поворачиваться вокруг своей оси.
  • Платформа – нужна для установки башни и противовеса.
  • Башня – вертикальная часть конструкции, на которую установлены стреловая часть и кабина. Именно башня делает крановую технику механизмом, способным поднимать тяжести на большую высоту.
  • Кабина – помещение в верхней части башни, где расположены органы управления и приборы.
  • Стрела – основный горизонтальный элемент конструкции. На стреловой части устанавливается грузоподъемное устройство.
  • Грузовая тележка – нужна для перемещения груза вдоль стреловой конструкции. Устанавливается только на стрелах балочного типа.
  • Консоль – расположена с противоположной части стреловой конструкции, поэтому у консоли есть второе название — контрстрела. Нужна, чтобы создать рычаг, который уравновесит рабочий вес стреловой части.
  • Оголовок – специальная секция, устанавливается на башню выше стреловых элементов. Через оголовок перекинуты тросы, которые поднимают и опускают стреловую конструкцию.
  • Противовес – обычно представляет собой набор бетонных плит, цель которых уравновесить груз, висящий под стрелой. Чаще всего противовес устанавливают внизу крановой конструкции, связывая его тросами со стрелой. Но противовес может быть установлен и на специальной консоли напротив стреловой части, уравновешивая ее.

Чем башенные краны отличаются друг от друга?

Высотная спецтехника бывает разных видов и различается по целому ряду конструктивных решений.

По принципу мобильности:

  1. Стационарные краны – не имеют ходовой части. Их часто делают приставными. Такие крановые конструкции накрепко присоединяют к зданию, которое они строят. Приставное крановое оборудование не может перемещаться по стройплощадке. Зато в сравнении с передвижным оно дешевле, обладает более высокой грузоподъемностью и его проще монтировать.
  2. Передвижные краны – могут перемещаться по стройплощадке. Различаются по типу ходовой тележки. Самый распространенный вариант — рельсовый. Рельсы надежны, дают возможность управлять движением башенного гиганта из кабины оператора. В то же время рельсы необходимо время от времени осматривать и проверять на дефекты. От того, как уложены рельсы и в каком состоянии они находятся, напрямую зависит устойчивость крана.

Кроме того, передвижное крановое оборудование может находиться на гусеничной или на автомобильной платформе, иметь пневмоколесную ходовую тележку. Встречается и шагающая спецтехника башенного типа.

По типу башни – с поворотной башней и с неподвижной. Кран с поворотной башней поворачивается целиком, за исключением рамы и ходовой тележки. Если башня неподвижная, то поворачивается только стреловая часть.

По типу стреловой конструкции – стрела бывает подъемная и балочная. У подъемной стрелы подъемно-грузовое устройство расположено на конце. Стреловая часть может подниматься под углом к башне, или опускаться вниз. Балочная стрела неподвижна. На ней установлена грузовая тележка, которая перемещается по всей длине стреловой части, меняя положение грузоподъемного механизма.

Кроме того, крановые конструкции башенного типа бывают быстрого монтажа, безоголовочные и высотные. Первые сконструированы таким образом, чтобы их можно было максимально быстро собрать на стройплощадке.

В конструкциях безоголовочного типа стреловой элемент удерживается в горизонтальном положении не тросами, а с помощью других механических устройств. И наконец, высотное подъемное оборудование рассчитано на строительство небоскребов.

подъемный кран — из чего это сделано.

Почему он не падает?

На многометровый кран, пытаясь его уронить, действует множество сил. Самая большая — вес груза. Кроме того, при повороте крановых конструкций возникают центробежные силы. В результате торможения при подъеме или опускании груза, а также, когда кран двигался или разворачивался, появляются силы инерции.

Наконец, немалое влияние на устойчивость башенного гиганта оказывают атмосферные явления: ветер, снег и наледь на конструкциях. Все эти факторы учитываются при его проектировании:

  • В основе конструкции любого башенного крана лежит идея уравновесить вес груза, который тому предстоит поднимать. Эту задачу выполняет противовес. Он сдвигает центр тяжести крановой конструкции в свою сторону, создавая задел устойчивости. Она называется собственной. Когда крюк цепляет груз, центр тяжести смещается в сторону груза, но с учетом противовеса остается в допустимых пределах. Это называется грузовой устойчивостью.
  • Центробежные силы конструкторы ограничивают скоростью вращения узлов машины, от сил инерции избавляются, избегая резких остановок грузового троса и крановых механизмов.
  • Для каждого башенного крана есть ограничения по скорости ветра. В штормовой ветер все работы прекращаются. Кроме того кран конструируют так, чтобы он обладал минимально возможной парусностью.

Техника не стоит на месте. Теория и практика строительства подъемных механизмов, дающих возможность строить высокие здания, продолжает развиваться, выполняя главную задачу: поднять все более тяжелые грузы как можно выше.

Источник: https://daraja.ru/ustroystvo-bashennogo-krana/

Конструкция стрелы башенного крана

При строительстве различных объектов, когда требуется подъем на большую высоту различных грузов, используется специализированная техника. В подобных ситуациях обычные автокраны уже не позволяют доставить до нужной высоты стройматериал. Поэтому используют башенный кран, имеющий большое количество модификаций, применяемых для самых разных задач. Стоит разобрать: башенный кран – это что, а также какое у него устройство.

Что такое строительный кран башенного типа

Башенные строительные краны – это конструкция, которая с виду имеет форму башни на несущей опоре из металла. Не считая подъема на нужную высоту, подобная техника способна перемещать различные грузы вдоль вылета стрелы, а также поворачивать его вокруг центральной стоки. В результате грузы можно доставить до любой точки стройки, что существенно ускоряет и упрощает проведение работ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мотоблок российского производства какой лучше

Башенные краны позволяют поднимать на большую высоту строительные элементы

Устройство башенного крана

Большинство современных кранов состоят из 5 основных частей:

  1. Башня, выполненная в виде верхне- либо нижнеповоротной конструкции из труб. Большинство моделей без проблем наращиваются по высоте, а также демонтируются непосредственно на стройплощадке.
  2. Опорная часть, которая является несущим элементом. Именно на неё приходится весь вес конструкции, вертикальные, а также опрокидывающие нагрузки. В этой связи к этой части предъявляются наиболее серьезные требования.
  3. Рабочая стрела – это элемент, который располагается перпендикулярно опорной части. Конструкция стрелы башенного крана может иметь балочный либо же шарнирно-сочлененный тип. На ней же находится грузовая тележка, выполненная из труб или профилей. Всего стрела бывает одного из нескольких типов: молотовидный либо подвесной.
  4. Ходовое устройство. Является механизмом, который обеспечивает повороты, а также перемещение груза по стреле. Обычно представлено рельсовой либо шагающей конструкцией.
  5. Кабина оператора. Представляет собой место, где находится человек, управляющий всеми движениями устройства.

Обязательно почитайте:

Автокран КС 45717

Принцип работы

Непосредственно на кран осуществляется воздействие сразу нескольких сил, которые создают опрокидывающий момент. Главными из них считается вес груза, который поднимается, а также самого грузозахватного устройства. Осуществляется воздействие следующих сил:

  1. Инерция, которая появляется в процессе подъема, спуска, а также изменения скорости, с которой работают разные механизмы, к примеру, движения крана либо груза на стреле. Она же появляется при изменении вылета стрелы.
  2. Различные атмосферные факторы, к которым относится ветер, оказывающий давление на кран и груз, осадки в виде снега либо дождя, а также образование наледи на поверхности элементов конструкции. Все это влияет на то, как работает строительный кран.
  3. Центробежная сила. Появляется при изменении уровня наклона стрелы, а также при повороте.

Схема строительного крана

Учитывая все процессы, происходящие в процессе подъема и транспортировки груза башенным краном, этот процесс можно сравнить с попыткой удержать равновесие гимнастом, выполняющим сложную акробатическую фигуру. Это обусловлено тем, что даже без груза, конструкция должна находиться в условиях максимального равновесия, чтобы при внешних воздействиях кран оставался устойчивым и не упал.

Сам процесс, как работают крановщики и как происходит транспортировка груза, выглядит следующим образом:

  1. Груз захватывается крюковой обоймой, которая прикреплена к канату.
  2. За счет лебедки выполняется подъем либо его спуск до достижения нужной высоты.
  3. При необходимости происходит поворот крана вокруг своей оси. В этот момент на ходовую раму передается часть вертикальных, а также опрокидывающих нагрузок.
  4. Для доставки груза на удаленные участки осуществляется вылет стрелы, а также перемещение по ней самой грузовой тележки.

По своей конструкции башенные краны бывают нескольких типов. Они различаются между собой по типу самой башни:

  1. Поворотными, когда башня со стрелой и противовесом могут вращаться вокруг оси. Обычно в подобных вариантах противовес расположен несколько ниже уровня стрелы.
  2. Неподвижные, в которых башня остается неподвижной, но происходит вращение стрелы, а также противовеса, скрепленных друг с другом.

Конструкции отличаются по виду стрелы:

  1. Подъемная, когда присутствует оголовок, позволяющий изменять угол наклона стрелы.
  2. Балочная, у которой стрела располагается строго горизонтально и по ней двигается сама грузовая тележка.

Обязательно почитайте:

Характеристики крана козлового ККС-10

Существуют различия и по способу установки:

  1. Передвижные, способные перемещаться своим ходом либо за счет тягача.
  2. Стационарные, которые четко крепятся к конкретному месту.

Можно посмотреть, как увеличивают высоту видео, чтобы понять принцип работы подобных конструкций.

Строительные краны максимальной высоты и грузоподъемности

Сегодня даже краны, имеющие грузоподъемность в 600 т, считаются мощными агрегатами. Однако существуют и более крупные модели:

  • 125D AFRD от компании Bigge – относится к самым большим моделям. Она имеет максимальную грузоподъемность башенного крана, которая составляет 6803 т при условии, что стрела имеет длину 91 м, а при классических 171 м она составляет 3640 т;
  • AL SK190 данный вариант является вторым по мощности и способен транспортировать грузы, массой до 4300 т. Агрегат выпускается компаний Abnormal Load Engineering.

Современные модели башенных кранов представляют собой сложные конструкции, позволяющие поднимать и перемещать тяжелые грузы. Зачастую их применяют на стройплощадках, где присутствует необходимость доставлять на верхние этажи различные стройматериалы.

Существуют разные конструкции подобных устройств, каждая из которых имеет свои особенности.

Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/stroitelnye-krany/konstruktsiya-strely-bashennogo-krana.html

Что такое башенные краны?

Август 6, 2018

Башенный кран – это основная техника для городского строительства и масштабного ремонта. Из этого текста вы узнаете, из каких элементов состоят и как работают современные краны.

Принцип работы башенного крана

Поворотные строительные краны представляют собой вертикальные башни, наверху которых закреплена стрела. Применяются они на стройплощадках для возведения различных зданий. Нередко техника помогает выгрузить и погрузить объемные предметы – металлоконструкции, части зданий, партии стройматериалов.

В ходе работ башенный кран может перемещаться и поворачиваться, менять высоту и вылет стрелы, чтобы выполнить нужную задачу. Вращается только поворотная часть крана, связанная с неповоротной опорно-поворотным устройством (ОПУ). Грузы поднимаются при помощи лебедки, каната и крюков.

Из чего состоит строительный кран?

1. Башня

Основа любого крана – башня, закрепленная вертикально на опорной части или поворотной платформе. Именно от нее зависит, на какую высоту поднимается груз. Башни делят на поворотные и неповоротные.

Поворотные: поворотное устройство находится внизу, на опорной части или портале. К поворотной части относят платформу с грузовой и стреловой лебедками, механизмом поворота и противовесом, саму башню и стрелу.

Пример: Liebherr 630 EC-H 70 Litronic, КБ 403 и другие.

Неповоротные: опорно-поворотное устройство таких кранов расположено наверху. Сама платформа с установленной на ней башней не вращается. Поворотная часть состоит из стрелы, поворотного оголовка и противовеса.

Пример: Liebherr 132 EC-H8, КБ-573 и другие.

Также башни делят на телескопические и решетчатые. Телескопические состоят из двух секций – внешней опорной и внутренней выдвижной. Внешняя опорная секция крепится к поворотной платформе. Внутри находится выдвижная часть башни.

Решетчатые конструкции цельные, хотя и состоят из небольших секций – поясов и раскосов. Основанием для таких башен служит портал или фундамент – для стационарных приставных кранов, или ходовая рама – для передвижных моделей.

2. Рабочая стрела

По конструкции стрелы кранов делят на три типа: балочные, подъемные и комбинированные, шарнирно-сочлененные.

Подъемные стрелы – самые популярные. У них хорошая маневренность даже на тесных площадках, а краны с такими стрелами легче моделей с балочными или комбинированными вариантами. На конце подъемной стрелы расположены блоки, оснащенные грузовыми канатами, на которых подвешен груз. Подъемные стрелы устанавливают наклонно к горизонту.

Пример: КБ-100, КБ-401 и другие.

Балочные стрелы собираются из двух поясов. По нижним поясам вдоль всей стрелы перемещается тележка. Такие стрелы устанавливают горизонтально или под углом от 30° до 45°.

Пример: КБ-403А, КБ-504, КБ-674А.

Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей: основной и головной. Головную часть называют гуськом. Модели с такими стрелами имеют по две крановые подвески. Их используют для увеличения высоты подъема и вылета крюка.

Пример: КБ402 и БК-1000А.

3. Ходовое устройство

Стационарные приставные краны не имеют ходового устройства. Оно есть только у передвижных моделей. По типу ходового устройства краны делятся на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные.

Рельсовые краны самые популярные. Их устанавливают на ходовые тележки, состоящие из стальных колес. Число колес зависит от нагрузки и составляет от 4 до 32 – чтобы ровнее распределить нагрузку крана.

Автомобильные краны устанавливаются на шасси авто, пневмоколесные – на шасси, гусеничные – на гусеничных тележках. У таких кранов подъемные или балочные стрелы, комбинированные почти не применяются.

4. Устройства безопасности

Все башенные краны с электроприводом оснащены приборами безопасности:

  • ограничитель высоты подъема крюка,
  • ограничители движения моста и тележки,
  • ограничитель грузоподъемности,
  • блокировка дверей кабины,
  • аварийный выключатель,
  • крановая защитная панель,
  • анемометры и сигнальные приборы – для кранов на открытом воздухе.

Характеристики кранов

Грузоподъемность современных кранов достигает 75 тонн, но большинство моделей работает в пределах 5 – 25 тонн. Вылет стрелы при этом может составить от 25 до 40 метров. Есть модели с вылетом до 80 метров. Передвижные краны поднимают груз на высоту до 90 метров, приставные – на высоту до 220 метров.

Скорость подъема грузов зависит от модели и составляет от 2 до 200 метров в минуту. По площадке краны передвигаются относительно медленно – от 10 до 30 метров в минуту.

Источник: http://tpscom.ru/chto-takoe-bashennye-kany

Башенные краны и их технические характеристики

Рассказать Подписаться Следите за обновлениями

Башенные краны представляют собой тип грузоподъемных механизмов и чаще всего используются на строительных площадках при возведении многоэтажных объектов и сооружений.

Как правило, это механизмы циклического типа, которые служат, чтобы перемещать грузы и конструкции.

Цикл работы механизма включает:

  • захват необходимого груза;
  • перенос объекта;
  • выгрузку;
  • холостой пробег для возврата.

Передвижения крана могут быть двух видов: рабочие и установочные. Ко второй группе относятся манипуляции, подразумевающие непосредственные изменения в положении самого крана или его стрелы.

Основной характеристикой, учитываемой при выборе соответствующего механизма, считается его грузоподъемность. Это понятие означает величину наибольшей массы поднимаемого груза, включая вес грузозахватного механизма.

Историческая справка

Первые подъемные механизмы были собраны из деревянных деталей, и только к концу XIX века начали изготавливать некоторые части из металла. На сегодняшний день башенные краны полностью металлические, сложной конструкции, которая постоянно усовершенствуется.
А вы знаете, как работает асфальтоукладчик ДС-195 и где он производится?

А здесь вы можете узнать все об особенностях зерноуборочных мини-комбайнов.

В России такие механизмы современного типа производятся с конца XIX века на Путиловском и других российских заводах. По истечении некоторого времени производство крановых установок выделилось в отдельную отрасль и заняло соответствующую нишу в сфере тяжелого машиностроения.

Вся система конструкции подразумевает деление подъемных механизмов на поворотные и неповоротные.

Башенные краны относят к поворотным механизмам, где эта часть может иметь вид башни. Такие конструкции бывают с различным вылетом стрелы, которая меняется благодаря перемещению укосины или продвижению грузовой тележки.

Разновидности башенных кранов

Башенные краны – это одна из многочисленных разновидностей грузоподъемных механизмов. Они применяются как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Этот же вид кранов применяется обыкновенно для достроечных мероприятий на судостроительных верфях.

Конструкция таких механизмов достаточно проста, что позволяет в кратчайшие сроки производить их монтаж или демонтаж, а также перевозку составляющих частей автотранспортом. Краны такого типа делятся на несколько видов, с поворотной или неповоротной башней.

Стрела снабжена крюком, а неповоротная башня может быть также одного из трех видов:

  • телескопическая;
  • наращиваемая, в случае большой высоты здания;
  • подращиваемая.

Строительные краны чаще всего передвигаются по смонтированным на стройплощадке рельсовым путям, однако могут также опираться на внешнюю стену возводимого объекта с основанием на земле. В таком случае это будет приставная подъемная конструкция.

В отдельных вариантах производства строительных работ используются самоподъемные механизмы, которые поднимаются вверх по мере того, как увеличивается высота возводимого здания.

Кроме башенных кранов, передвигающихся по рельсам, существует еще несколько видов: на пневмоколесном, гусеничном или автомобильном ходу.

Такие грузовые агрегаты конструируются на основе обыкновенных стрелковых крановых машин.

Для них учитываются крановые комбинации в виде подъемной или консольной стрелы. Во втором случае по всей протяженности стрелы происходит движение тележки грузовой с применением канатной тяги.

Башенные краны такого типа обладают следующими техническими характеристиками:

  • вылет стреловой конструкции не более 40 метров;
  • высота подъема консольной стрелы с грузом – 150 метров;
  • скоростной режим подъема веса – 10-100 м/мин;
  • частота вращения крановой конструкции – 0,2-1,0 об./мин;
  • скорость передвижения – 10-30 м/мин;
  • грузоподъемность грузоподъемного механизма при минимальном вылете стрелы – 75 т.

Рассматривая характеристики судостроительных подъемных агрегатов, можно отметить, что при максимальном вылете стрелы 50 метров ограничивается возможность подъема груза весом до 100 т (для стапельных) или до 400 т (для достроечных).

Краны различной модификации имеют несколько основных узлов. К таким составляющим относятся конструктивные элементы, предназначенные для: подъемных работ, передвижения ведущей тележки, оборота поворотной части, увеличения или уменьшения размеров стрелы, выдвижения или подъема консольной части моста и много других.

Крановые конструкции, обладающие наибольшей грузоподъемностью, кроме механизмов ведущего подъема имеют дополнительно до двух независимых вспомогательных механических конструкций для быстрого перемещения необходимых грузов меньшей общей массы.

Огромной ролью в производстве работ обладает подъемный механизм. В его состав входит гибкий подъемный элемент, как правило, стальной канат и грузовая лебедка.

К канату присоединен захватный механизм. Это может быть как грузовой крюк, так и другие грузозахватные приспособления, например, электромагниты, присосы, грейферы и другие.

В тех случаях, когда для ведения работ необходимо иметь разные ступени режима подъема, используются лебедки с большим набором скоростей.

Для того чтобы обеспечить необходимую безопасность работы башенных кранов, применяются ограничители движения и грузоподъемности.

Большинство подъемных механизмов оборудовано крановыми весами, которые позволяют своевременно определить тоннаж перемещаемого груза.

Передвигаются механизмы по рельсовым направляющим при помощи колес с центральным или раздельным приводом.

Здесь используются предохранители для блоков передвижения, которые называются ограничителями ходового параметра или противоугонными приспособлениями.

Башенные краны снабжены стреловыми устройствами, перемещающими груз укосинами, имеющими шарнирно-сочлененные соединения. Для таких подъемных механизмов колебание вылета стрелы является функцией рабочего движения.

В данном случае используются предохранители, представленные конечными включателями для того, чтобы ограничить амплитуду качания стрелы. Обеспечение безопасности является одной из характеристик работы механизмов.

Все крановые составляющие имеют сварные соединения. Для обеспечения уменьшения веса всего сооружения применяют низколегированную сталь высокого качества, а также алюминиевые составляющие.

Для осуществления работы установки используют электродвигатель переменного тока. Управление башенным краном осуществляется крановщиком, который сидит в помещении, расположенном на самой конструкции.

Для примера рассмотрим несколько конфигураций башенных кранов, а также их технологические характеристики.

Модель КБ-100 3А

КБ-100 3А разработан совместными усилиями объединения «Ленстроймаш» и Руставского завода. Этот модернизированный вариант используется для возведения объектов жилого и промышленного назначения, высота которых не превышает 9 этажей.

Большинство строительных элементов не должны иметь вес более 8 тонн. Кран рассчитан на эксплуатацию в легких ветровых районах с температурой воздуха, находящейся в пределах от -40 °С до +40 °С.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как снять кабину с мтз 82

Этот вид крана имеет две модификации:

  1. КБ-100 3А-1 (применяется для 9-этажного строительства);
  2. КБ-100 3А-2 (применяется для 5-этажного строительства).

Отличие этих моделей в конфигурации самой башни.

Модернизированный вариант башенного крана состоит из:

  • базовой рамной конструкции;
  • платформы поворотной;
  • крановой башни;
  • стреловой конфигурации;
  • оттяжки стрелы;
  • кабины для управления краном;
  • верхней обоймы;
  • нижней обоймы;
  • подвески с крюком или другим устройством;
  • электрической части оборудования;
  • противовесного груза;
  • балласта.

Ходовая рама кранового агрегата оборудована флюгером и несколькими видами тележек хода.

На поворотной платформе имеются: грузовая и стреловая лебедки, приспособления поворота и два шкафа управления с противовесами и электрическим приводом.

Башенная часть снабжена распоркой, набором подкосов, системой блоков и монтажной стойкой. Для соблюдения техники безопасности стрела имеет ограничитель высоты подъемного крюка.

Модель КБ-403

КБ-403 (КБк-160.2) – это вид башенного крана, установленного на рельсовый ход, снабженного башней поворота, обладающей регулируемой высотой, и балочным типом стрелы. Это основные характеристики башенного крана КБ-403.

Подъемный механизм используется на строительных площадках любого назначения с высотой возводимых сооружений до 16 этажей. Масса поднимаемых элементов не должна превышать 8 тонн.

Данный кран представляет собой результат серьезной модернизации всех предыдущих вариантов таких же размеров, имеющих балочную конфигурацию стрелы. Он наделен целым рядом изменений в конструкции.

На сегодняшний день имеется несколько модификаций кранов с поворотной и неповоротной башней, с подъемной и телескопической стрелой, предназначенных для строительства объектов различной высоты и сложности.

Все подъемные механизмы разрабатываются и производятся для ускоренного осуществления строительных и монтажных работ.

Каждая определенная модель крановой конструкции обладает необходимыми характеристиками, на основании которых она подбирается для соответствующего строительного объекта.

Модернизация этих механизмов проводится постоянно с учетом сложности современного оборудования, новых технологических процессов и разрабатываемых проектов.

Из следующей статьи можно узнать, как устроен вакуумный насос для ассенизаторской машины.

По следующему адресу http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/pochvoobrabatyivayushhaya/protsess-izgotovleniya-kartofelesazhalki-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html можно прочитать статью о том, как сделать картофелесажалку для мотоблока своими руками.

Источник: http://spez-tech.com/tehnika/stroitelnaya/kranyi/bashennii/harakteristiki.html

Башенный кран

Башенный кран является специализированным оборудованием, предназначенным для выполнения подъемно-транспортных операций на строительных объектах средней и высокой этажности. В ряде случаев использование альтернативной техники невозможно.

Эксплуатация и применение башенных кранов

Активно развивающаяся строительная отрасль нуждается в подобном оборудовании для возведения зданий и сооружений повышенной этажности из монолитного железобетона и кирпича. Как правило, башенный кран чаще всего можно встретить на строительных площадках, на территории полигонов, складов, где производятся погрузо-разгрузочные работы с транспорта, при выполнении ряда строительно-монтажных операций.

Существенным достоинством подобной строительной техники является возможность корректировать уровень подъема стрелы, изменения её вылета (в результате подъема/спуска или перемещения вдоль ее оси грузовой тележки), изменять поворот крана и перемещать его по территории строительного объекта. Для подъема различных строительных материалов и других грузов используют канаты, грузовые лебедки или крюковые обоймы.

Башенный кран представляет собой конструкцию, состоящую из следующих элементов.

Устройство башенного крана — Башня

У кранов общего назначения башни различаются по исполнению и бывают сплошностенчатыми или решетчатыми. Для изготовления башни первого вида подходят металлические трубы или листы, а для второго — только трубы, имеющие малый диаметр, уголки или гнутые профили. Соединение элементов некоторых башен аналогично конструкции телескопа, и называется подобным образом — телескопическое.

Наиболее популярными считаются модели решетчатых башен, которые имеют квадратное сечение. Существует разделение на разборные и неразборные башни которые соответственно нуждаются/не нуждаются в монтаже. Увеличить высоту башни позволяют методы наращивания или подращивания. Различают краны с поворотным (поворот башни осуществляется как в нижней, так и в верхней части, в зависимости от конструкции) и неповоротным элементом.

Краны для высотного строительства имеют приставную конструкцию башни, которая имеет две опоры – земля и каркас возводимого здания.

Стрела башенного крана

Её можно назвать главным рабочим органом. Имеет квадратное, прямоугольное или треугольное поперечное сечение. Башенный кран, как правило, комплектуется разными видами стрел, в зависимости от выполняемых задач. Огромные нагрузки требуют наличия жесткого крепления стрелы. Подъемная стрела монтируется на башню за счет шарнира.

Её простая конструкция является основным преимуществом, к тому же кран, оснащенный стрелой такого типа, имеет меньшую массу, более маневренный и удобный в процессе работы. К минусам можно отнести невозможность проведения работ в непосредственной близости к башне крану и невозможность перемещения грузов в горизонтальной плоскости.

Шарнирно-сочлененная стрела представляет собой конструкцию, состоящую из двух элементов – основного и головного и позволяет совершать вылет и подъем крюка на значительную высоту.

Опорно-поворотные устройства башенного крана

В группу ОПУ входят поворотная платформа, оснащенная лебедками и поворотный механизм. Эти устройства позволяют поворотной части башни совершать вращательные движения относительно основания.

Поворотная платформа, которая соединяется ходовой частью крана, предназначена для установки башни с оголовком, который удерживает стрелу, распорки, электроаппаратуры и противовесных плит. Чаще всего в качестве противовеса используют железобетонные плиты, жестко закрепленные на платформе.

Кран, оборудованный балочной стрелой и неповоротной башней, оборудован распорками для монтажа противовеса в виде рамы или фермы.

Башенный кран — опорная часть

В зависимости от типа башни, от способа передвижения и от установленного ходового устройства конструкция этого элемента может быть совершенно разной. Башенные краны принято делить на 4 основные группы: передвижные, приставные, самоподъемные и стационарные. Соответственно, передвижные краны оборудованы ходовыми тележками, закрепленными на нижней раме, на которые приходится основная доля нагрузки. Большая часть башенных кранов передвигается по рельсам.

Необходимость монтажа рельсовых путей для перемещения крана по строительной площадке является основным недостатком подобной строительной техники. В стационарных кранах опорная часть, выполненная в виде рамы,крепится к монолитному / железобетонному основанию. Работа на строительных объектах повышенной этажности предполагает дополнительное крепление крана к каркасу здания и на межэтажном перекрытии – такие модели крана называются приставными или самоподъемными.

Башенный кран — кабина управления

Кабина управления предназначена для управления краном, и, обычно, расположена в верхней части башни. Кабины башенных кранов бывают четырех видов: открытого, закрытого типов, обычные и кабины с панорамным обзором. Кран оборудуется одним из видов кабин, в зависимости от условий работы.

Первый вид подходит для работы в закрытых помещениях с отоплением, второй вид – для работы на улице, в помещениях без отопления или в помещениях химических, горячих и прочих цехов, где присутствуют пыль или вредные газы. Открытые панорамные кабины обеспечивают обзор оператору крана за счет установки на вращающейся платформе.

Открытый тип кабины башенного крана предполагает наличие ограждения высотой не менее 0,7 м.

Башенный кран это незаменимый подъемный механизм на всех крупных строительных площадках, где объем перегружаемого материала достаточно велик.

Источник: https://promplace.ru/articles/bashennij-kran-291

Машинист башенного крана: кто это?

Строительство высотных домов сегодня не представляет серьезной проблемы. Жилые и офисные здания выше 20 этажей при грамотном проектировании простоят хоть сто лет, хоть двести. Современные жители уже так привыкли к высоткам, заслоняющим небо, что уже не особенно замечают, благодаря чему их стало возможно строить.

Всё дело в башенных кранах, способных доставлять грузы на запредельную высоту. Самые крупные серийные экземпляры способны поднимать до 50 тонн на высоту до 80 метров. И, конечно, чтобы грамотно управлять такой махиной нужны специально обученные люди – крановщики (машинисты башенного крана).

Суть работы машиниста башенного крана

В профессии крановщик не существует универсальных специалистов. Каждый из них работает на определенном типе техники. Кто-то перемещает грузы внутри цеха, работая на мостовом кране, кто-то водит автокран, совмещая функции водителя и оператора погрузки и разгрузки. Ну а кто-то работает на стройке.

Из названия профессии понятно, что машинист башенного крана – это специалист, управляющий механизмом для подъема грузов на большую высоту. Он ответственен за погрузочно-разгрузочные работы на строительстве различных объектов, начиная от промышленных предприятий и заканчивая жилыми домами.

Машинист башенного крана выполняет следующие технологические манипуляции:

  • перемещение крана,
  • поворот его вокруг оси,
  • подъем и опускание груза.

Все операции осуществляются при помощи тумблеров и джойстиков. Машинист при этом находится в специальной кабине на большой высоте, а указания с земли получает по рации.

У такого объекта как башенный кран своя специфика управления, поэтому машинисты не случайно отнесены к отдельной специальности. Во-первых, сказываются масса и габариты груза, который приходится перемещать. Он часто исчисляется десятками тонн и требует особенно бережных манипуляций. Во-вторых, груз (например, балки и плиты перекрытий) надо переместить строго в заданную точку, а на большой высоте это довольно нетривиальная задача.

Кроме того, работа по подъему грузов всегда коллективная и у машиниста башенного крана особенно ответственная роль, на его мастерство полагаются остальные работники. Он должен строжайшим образом соблюдать технику безопасности и четко исполнять все указания.

Специфика профессии предполагает также посменную 12-часовую работу, особенно если стройка идет круглосуточно. В течение всего этого времени машинист не должен терять концентрации.

Следует отметить, что машинист башенного крана – одна из немногих специальностей на стройке, где одинаково успешно работают как женщины, так и мужчины.

Личностные качества машиниста башенного крана

Специалист по подъему грузов должен в первую очередь обладать хорошей реакцией, быть внимательным и уметь сосредотачиваться на цели.

От машиниста башенного крана требуются:

  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • дисциплина;
  • усидчивость и терпение;
  • внимательность.

Нелишне заметить, что для работы на большой высоте требуется изрядная доля мужества. Хотя при этом современные краны многократно дублируют системы страховки на случай падения, несчастные случаи всё же случаются.

Где учат на машиниста башенного крана

Стать крановщиком и пойти работать на стройку можно только после получения профильного среднего профессионального образования. Чаще всего обучение происходит в учебных центрах, либо профтехучилищах. В ряде случаев руководство больших предприятий проводит профессиональное переобучение особо перспективных сотрудников, которые желают сменить квалификацию.

Из-за высокой ответственности сроки обучения должны составлять не менее 72 академических часов. В обучение включаются теоретические, а также практические занятия. Стоимость варьируется от 6000 до 12 000 рублей за человека.

Разряды машинистов башенного крана по ЕТКС

В Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих профессий отмечена специализация машинист крана (крановщик). Её получают все специалисты, отучившиеся на крановщика. Право на управление башенным краном имеют крановщики 3 разряда.

Крановщик 4 разряда

Получает право на управление башенными самоходными кранами грузоподъемностью до 15 тонн. Также они имеют право управлять башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 25 тонн.

Крановщик 5 разряда 

Уже может управлять самоходными кранами с грузоподъемностью свыше 25 тонн, а также получает право по транспортировке некоторых габаритных грузов (от 3 до 6 метров).

Крановщик 6 разряда

Имеет право управлять такими же кранами, однако, помимо прочего может быть задействован на перемещении грузов, требующих особо бережного отношения.

Средняя зарплата крановщиков (машинистов башенного крана) в России

Учитывая особую ответственность и квалификацию, зарплата машиниста башенного крана не может быть низкой.

В строительстве это одна из наиболее востребованных и хорошо оплачиваемых вакансий. Тем не менее крановщик редко зарабатывает по твердому тарифу – уровень оплаты труда зависит от количества отработанных смен.

Часто работодатели указывают в объявлениях минимальный оклад. Все остальное – проценты от выполненной работы. Впрочем, для рабочих специальностей это далеко не редкость.

Крановщик может зарабатывать от 40 до 100 тысяч рублей. Многое, разумеется, зависит от уровня квалификации и опыта.

Плюсы и минусы профессии машиниста башенного крана

У профессии крановщика есть ряд неоспоримых плюсов:

  • достойная оплата труда;
  • официальное трудоустройство;
  • льготная пенсия, однако, это распространяется только на женщин;

Однако минусов у профессии крановщика тоже хватает:

  • высокая ответственность, требующая внимательности и собранности;
  • высокие требования к мастерству и квалификации;
  • тяжелые условия труда и возможные последствия для здоровья;
  • большие производственные риски (несчастные случаи и гибель при падении с высоты);
  • посменный график работы также можно отнести к минусам из-за высокой интенсивности.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/mashinist-bashennogo-krana-kto-eto

Башенный кран: назначение, принцип работы, классификация

Это поворотная грузоподъемная машина стрелкового типа, доля которой в парке современного передвижного оборудования достигает 18%. Согласно истории, первый башенный кран спроектировал инженер Юлиус Вольф, в 1913 году. Предложенная им модель в 1928-м была оснащена балочной стрелой, позже доработана и в 1952-м — еще и поворотной.

Конструкция этих машин постоянно улучшалась в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Назначение башенного крана — обеспечивать производительность погрузочно-разгрузочных операций на полигонах и строительных площадках, складах различной площади.

И со временем эти задачи нужно было решать быстрее и безопаснее, при все увеличивающихся весах.

Вот устройство башенных кранов и улучшалось: например, в СССР к 1960 году их надежность была повышена на 50% (по сравнению с первой советской моделью, появившейся в 1936 году).

И если до Второй Мировой они выпускались неспециализированно, то после их стали производить отдельные заводы. К 1960 году таких предприятий стало 28.

А к 1980 году машины V-VI размерных групп, например, КБ-504 или КБ-675 уже отличались рабочей высотой до 150-180 м и максимально возможной грузоподъемностью до 40-50 т (по сравнению с 30 м и 1,5 т первых моделей).

Устройство башенного крана и принцип его работы

У любой современной модели есть пятерка ключевых составных частей:

  • Башня — верхне- или нижнеповоротная телескопическая или решетчатая трубчатая конструкция. В современных моделях может быть наращиваемого или подращиваемого типа, складываться (демонтаж производится прямо на объекте) или не разбираться.
  • Рабочая стрела — конструкция подъемного, балочного или шарнирно-сочлененного типа, оснащенная грузовой тележкой, сделанная из труб, либо уголков, либо профилей. Выделяют два ее типа — молотовидный и подвесной.
  • Опорная часть — несущая на себе все вертикальные и опрокидывающие нагрузки, поэтому к ее надежности предъявляются повышенные требования.
  • Ходовое устройство — механизм, обеспечивающий перемещение и повороты башенного крана. На практике это рельсовая или, реже, шагающая конструкция.
  • Кабина управления — рабочее пространство для оператора, отдающего команды.

С помощью 3 типов механизмов — можно выделить блоки, лебедки, полиспасты — выполняются основные операции: в общем случае они сводятся к передвижению и поворотам башенного крана, к вертикальной работе, то есть к подъему и опусканию стрелы, а также к горизонтальной — изменению ее вылета, либо перемещению грузовой тележки. Оператор из кабины отдает соответствующие команды.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит рулон сена

Так, для поворота ОПУ (опорно-поворотное устройство) передает на ходовую раму (неподвижная часть) определенные вертикальные и опрокидывающие нагрузки. Груз захватывает крюковая обойма, закрепленная на канате, и при помощи лебедки выполняется его перемещение вверх-вниз, до рабочей высоты. Вылет стрелы тоже просто регулируется — ее опусканием и подъемом, а также перемещением грузовой тележки вдоль нее.

Классификация башенных кранов

Все многообразие современных моделей разделяют на 3 группы.

По назначению:

  • Общего назначения — для решения гражданских и общепромышленных задач, чаще всего, строительства;
  • Специальные — для эффективного проведения работ повышенной сложности;
  • Высотные (самоподъемные, ползучие, приставные) — для задач, решаемых на большой высоте;
  • Погрузчики — востребованы при высокопроизводительной работе, обычно актуальны на крупных складах.

По возможности перемещения:

  • Стационарные — могут быть универсальными или приставными;
  • Передвижные — могут быть прицепными или самоходными;
  • Самоподъемные — монтируемые прямо сверху возводимого объекта.

По типу ходового устройства:

  • На гусеницах
  • На пневмоколесах
  • На рельсах
  • На шасси
  • Шагающие
  • Автомобильные

Также нужно отметить, что по своим конструктивным особенностям актуальные сегодня линейки башенных кранов могут быть классическими, безоголовочными и быстромонтируемыми.

Классификация достаточно обширна, поэтому в отношении всех моделей проводится индексация. Башенные краны, в зависимости от их роли и исполнения, маркируются по группам. Причем с таким расчетом, что внутри каждой — похожие сборочные единицы, общие принципиальные схемы, унифицированные или даже аналогичные блок-модули. Таким образом почти каждая характеристика башенного крана, независимо от его производителя, заранее определена, что облегчает его выбор, эксплуатацию и ремонт.

Источник: https://o-cranes.ru/bashennyj-kran

Возможности и принцип работы башенного крана

В строительстве крупных масштабов, когда возводят высотные здания и нужно осуществлять подъем, перемещение тяжелых грузов, невозможно обойтись без специализированной техники. Здесь уже не помогут обычные автомобильные краны, высота подъема которых редко превышает уровень 50 метров. Подходящее оборудование для этих целей – башенный кран, множество модификаций которого позволяет решать самые сложные строительные задачи.

Что такое кран башенного типа

Башенным кран называется потому, что несущая опора этой грузовой техники напоминает конструкцию башни, все элементы которой выполнены из металла. Кроме подъема, крановое оборудование может перемещать груз вдоль, а также поворачивать его вокруг центральной оси. Это дает возможность доставлять стройматериалы практически в любую точку проведения работ.

Классификация кранового оборудования

Башенные краны классифицируют по нескольким признакам.

По целевому назначению:

  • Общего использования – для строительства промышленных и гражданских объектов среднего уровня сложности.
  • Специального применения – для решения задач высокой сложности.
  • Высотные краны, способные работать на большой высоте при возведении небоскребов. Они бывают самоподъемные, приставные и ползучие.
  • Крановые погрузчики – чаще двухстоечные системы (козловой кран), установленные на рельсовые направляющие для перемещения. Их интенсивно используют на крупных производственных складах.

По свободе перемещения:

  • Стационарного типа – делятся на приставные и универсальные модели.
  • Передвижные – транспортируемые прицепным способом либо на самоходной основе.
  • Самоподъемное оборудование, которое крепится на вершине возводимого строения.

По устройству ходового механизма:

  • Гусеничные;
  • На колесах пневматических;
  • На роликах по рельсовой трассе;
  • На шасси;
  • Краны шагающие;
  • На базе автомобилей.

Кроме этого, конструкции современной крановой техники бывают классическими, быстрого монтажа и безоголовочными.

Учитывая исполнение башенных кранов и роль их применения, оборудование объединяют в группы. Внутри этих групп модели могут иметь идентичные сборочные единицы, похожие принципиальные схемы и типовые блок-модули. Такой подход значительно облегчает задачу выбора нужного агрегата потребителем среди разных производителей. Также упрощается обслуживание крановой техники.

Как устроен кран, его принцип действия

Модели башенных кранов, которые выпускают современные машиностроительные предприятия, имеют 5 основных частей.

Башню решетчатую. На основе трубок или телескопическую с поворотом внизу, вверху вертикальной части конструкции. Среди моделей, которые выпускают в наше время, бывает оборудование с наращиваемой или подращиваемой складной башней (с возможностью демонтажа на объекте) и неразборное.

Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа.  Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.

Устройство башенного крана

Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа.  Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.

Несущую опору. Удерживает весь кран. Она располагается в основании башни и противостоит всем опрокидывающим нагрузкам, обладает повышенной прочностью и надежностью.

Устройство перемещения (ходовая).  Она отвечает за перемещение всей конструкции башенного крана и его разворота. Бывает с применением разных опорно-движущих элементов.

Кабина оператора. Из нее происходит управление всеми типами механизмов, ответственных за работу узлов оборудования.

Базовые системы

Механика крана предполагает наличие трех базовых систем, с помощью которых возможны все движения грузоподъемного оборудования – это лебедки, блоки и полиспасты. Они позволяют осуществлять:

  • Поворот и передвижение башни;
  • Подъем и спуск стрелы в вертикальном направлении;
  • Изменение вылета по горизонтали, либо передвижение грузовой телеги.

Для захвата груза используется крюковая обойма, зафиксированная на стальном тросе. Трос перемещается за счет работы лебедки через блок на грузовой тележке, обеспечивая подъем на нужную высоту. Также лебедка отвечает за перемещение самой тележки.  Поворот конструкции осуществляется за счет устройства опорно-поворотного, которое передает опрокидывающие нагрузки и вертикальные нагрузки на фиксированную часть рамы.

Основные технические характеристики

Подъемные механизмы башенного типа характеризуется следующими параметрами:

Технические характеристики башенного крана КБМ-401ПА с подъёмной стрелой

  • Максимальным вылетом стрелы с наклоном и горизонтально;
  • Минимальным вылетом;
  • Предельно возможным вылетом при максимально допустимом грузе с наклоном и горизонтально;
  • Предельно допустимой массой груза при максимальном вылете стрелы;
  • Максимальным уровнем подъема в высоту;
  • Минимальным опусканием груза;
  • Скоростью выдвижения нагруженной стрелы;
  • Скоростью подъема тяжести;
  • Скоростью подъема пустого крюка;
  • Скоростью передвижения по местности;
  • Частотой вращения вокруг опорной башни.

КБ-408.21

Например, кран КБ-408.21 конструктивно имеет:

  • Стрелу – балочного типа;
  • Башню — поворотного исполнения;
  • Возможность выдвижения – с нагруженным крюком;
  • Тип ходовой – на роликах по рельсам;
  • Управление приводом – электрическое;
  • Нахождение противовеса – на поворачивающейся платформе внизу, на распорке вверху;
  • Башню из восьми секций.

Технические характеристики подъемного механизма следующие:

  • Грузоподъемность (т) при максимальном выдвижении стрелы горизонтально – 3, наклонно – 10;
  • Вылет (м) максимальный горизонтально – 40, наклонно – 35;
  • Вылет (м) минимальный горизонтально – 4,5, наклонно – 4,2;
  • Выдвижение (м) при максимальной нагрузке горизонтально – 16, наклонно – 14;
  • Высота подъема (м) горизонтально – 54, наклонно – 72,2.

РБК-2.20

Кран РБК-2.20 конструктивно имеет:

  • Стрелу – балочного типа;
  • Башню — поворотную телескопическую;
  • Возможность вылета – с нагруженным крюком;
  • Стационарный;
  • Управление приводом – электрическое;
  • Нахождение противовеса – на поворачивающейся платформе внизу, на распорке вверху.

Башенный кран РБК-2.20 — технические данные

Технические характеристики следующие:

  • Грузоподъемность (т) при максимальном выдвижении стрелы горизонтально – 0,7;
  • Вылет (м) максимальный горизонтально – 25;
  • Вылет (м) минимальный горизонтально – 4,5;
  • Выдвижение (м) при максимальной нагрузке горизонтально – 10;
  • Высота подъема (м) – 18,9.

Область применения башенного крана

Есть несколько отраслей, где применяются башенные краны. Это в основном:

  • Строительство недвижимости;
  • Судостроительные верфи;
  • Крупные промышленные цеха и склады;
  • Специальное назначение.

В строительстве краны делятся по мощности:

Башенные краны применяются в промышленном и гражданском строительстве

  • Маломощные – задействованы в малоэтажном строительстве. Они могут поднимать грузы массой до 5 тонн;
  • Среднемощные – возводят многоэтажные объекты общего назначения и промышленные здания. Им под силу тяжести до 25 тонн;
  • Большой мощности оборудование осуществляет монтаж конструктивных элементов на промышленных объектах и в гидростроительстве. При этом вес груза может доходить до 100 тонн.

В гидротехнической области могут быть задействованы краны всех уровней мощностей.

Слабые выполняют операции вспомогательного характера, средней силы – в качестве буртоукладчиков для доставки бетона в таре при сооружении бетонных монолитных элементов. Высокомощное оборудование применяется для монтажа конструкций из железобетона.

При строительстве гидроузлов низкого напора с массой составных элементов, достигающих 80 т, в работе используют башенные краны большой грузоподъемности свыше 100 тонн. Их устанавливают парой по сторонам сооружения.

На заводах судоремонтных и судостроительных применяют два типа грузоподъемного оборудования:

  • С боковой ограниченной подачей (неподвижные краны);
  • С подачей боковой по всей линии стапеля (передвижные краны).

Типовые параметры башенных кранов

Неподвижные башенные краны удобны за счет возможности разворота башни на 360 градусов, что увеличивает область действия. Подвижные краны на катках имеют простое исполнение, они наиболее часто используются.

Источник: https://avtokrany.guru/vidy/bashennyj-kran

Основы устойчивости башенного крана

На башенный кран действуют различные силы, создающие опрокидывающий момент. Основные действующие силы – это вес поднимаемого груза и грузозахватного устройства. Дополнительные силы – это:

  • инерция, возникающая во время спуска, подъёма, торможения или изменения скорости работы различных механизмов, таких, как передвижение крана или груза по стреле, а также изменение вылета стрелы;
  • центробежная сила, возникающая во время изменения наклона стрелы или вращения поворотной части крана;
  • атмосферные факторы – давление ветра на конструкцию крана и на подвешенный груз, а также вес снега или наледи при работе в условиях отрицательных температур.

С учётом всех обстоятельств задачу по удержанию башенного крана в равновесии можно сравнить с выполнением стойки на руках акробатом или гимнастом. Судите сами – с грузом или без, в спокойную или ветреную погоду центр тяжести всей конструкции самоходного крана должен находиться в пределах небольшого, в сравнении с рабочими габаритами, прямоугольника, ограниченного шириной подкрановых путей и расстоянием между осями ходовых колёс.

Конструкция башенного крана рассчитывается таким образом, чтобы при его установке и эксплуатации запас устойчивости был достаточным для двух случаев:

  1. опрокидывания в сторону груза (грузовая устойчивость);
  2. опрокидывания в сторону противовеса (собственная устойчивость при нерабочем состоянии крана).

Основные типы конструкции башенного крана

Существует несколько основных конструктивных решений, на основе сочетания которых создаются башенные краны различных видов.

По типу конструкции башни:

  1. Краны с поворотной башней. В таких кранах башня, вместе с закреплённой на ней стрелой и противовесом, вращается вокруг своей вертикальной оси. Противовес в таких кранах может иметь верхнее или нижнее расположение.
  2. Краны с неподвижной неповоротной башней. В таких кранах стрела и противовес закреплены на особом шатре, который вращается вокруг неподвижной башни.

По типу стрелу:

  1. Кран с подъёмной стрелой. Такие краны имеют оголовок для возможности изменения угла наклона стрелы.
  2. Кран с балочной стрелой. В таких кранах по неподвижной горизонтальной стреле перемещается грузовая тележка с грузозахватным механизмом.
  3. По способу установки:

    1. Стационарный кран – при установке фиксируется в определённом месте ( приставной кран).
    2. Передвижной кран – самоходный или перемещаемый тягачом.

    Самоходные краны, как правило, выполняются по схеме с поворотной башней. Такая схема башенного крана удешевляет его конструкцию, уменьшает время, необходимое на его монтаж-демонтаж и упрощает транспортировку. Однако чемпионами по грузоподъёмности и высотности всё же являются стационарные краны с неповоротной башней, среди которых особо выделяются приставные краны.

    Устройство башенного крана приставного типа даёт возможность реализовать особое преимущество – самостоятельное увеличение собственной высоты благодаря использованию механизмов наращивания башни.

    Приставной кран устанавливается в начале строительства вблизи строящегося здания, жёстко прикрепляется к нему и увеличивает свою высоту по мере роста этого здания. Имея стрелу длиной 30-60 м.

    , кран может обслуживать широкий фронт, постепенно наращивая высоту подъёма крюка до нескольких сотен метров.

    Основные элементы конструкции башенного крана

    Рис 1. Слева — кран с поворотной башней и подъемной стрелой; справа — кран с неповоротной башней и балочной стрелой

    Устойчивая и безопасная работа самоходного башенного крана обеспечивается объединением в единой конструкции нескольких базовых элементов (см. рис 1.):

    1. рама – самоходная или транспортируемая тягачом платформа на колёсном или гусеничном ходу, на которой крепится вся конструкция крана;
    2. опорно-поворотное устройство – в кранах с поворотной башней расположено прямо на раме, в кранах с неповоротной башней – на вершине башни;
    3. платформа;
    4. противовес — в кранах с поворотной башней имеет нижнее расположение на платформе, в кранах с неповоротной башней расположен вверху на консоли;
    5. башня – элемент крана, придающий ему высоту и воспринимающий основную нагрузку;
    6. кабина – помещение оператора с органами управления краном. Расположено на уровне стрелы для полноценного обзора фронта работ;
    7. стрела – элемент крана, обеспечивающий горизонтальное перемещение груза и подвод грузозахватного механизма. Различают краны с подъёмной и балочной стрелой;
    8. ходовая тележка – конструкция, содержащая ходовую часть рамы башенного крана;
    9. консоль – конструкция, необходимая для балансировки и компенсации опрокидывающих усилий;
    10. оголовок – конструкция, позволяющая управлять стрелой крана и изменять её положение в вертикальной плоскости. Некоторые виды кранов с балочной стрелой могут не иметь оголовка;
    11. грузовая тележка – элемент кранов со стрелами балочного типа, служит для горизонтального перемещения груза.

    По типу ходового устройства башенные краны делятся на следующие виды:

    • рельсовые – получили наибольшее распространение благодаря простоте эксплуатации и безопасности работы;
    • автомобильные – смонтированные на шасси автомобиля;
    • на шасси автомобильного типа – смонтированные на специально разработанном под кран пневмоколёсном шасси с кабиной;
    • пневмоколёсные – смонтированные на специальном пневмоколёсном шасси без кабины;
    • гусеничные – смонтированные на гусеничном ходовом устройстве;
    • шагающие – краны, имеющие ходовое устройство шагающего типа.

    Подкрановые пути башенных кранов

    Мобильные и подвижные самоходные башенные краны на рельсовом ходовом устройстве требуют для своей работы особый элемент – подкрановые пути. От качества изготовления этих путей зависит устойчивость и безопасность работы крана, поэтому им уделяется большое внимание при организации строительных работ.

    Подкрановые пути башенных кранов испытывают значительные нагрузки в процессе эксплуатации, поэтому должны подвергаться регулярным осмотрам и проверкам на предмет выявления повреждений и дефектов, соответствия геометрическим нормам и пр.

    Электрическая схема башенного крана насыщена многими высоковольтными и многоамперными элементами, поэтому подкрановый путь самоходного крана должен также обеспечивать надёжное заземление.

    Башенные краны являются ключевым механизмом для решения всё более сложных строительных задач современности. Конструктивное развитие этого вида устройств продолжается уверенными темпами, и своё первое столетие семейство этих строительных гигантов встречает, величаво возвышаясь над строительными площадками всего мира.

    Источник: http://asptech.ru/krany/bashennye-krany/ustrojstvo-bashennogo-krana/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Спецтехника